Окружающий мир 3 класс плешаков словарь терминов: Словарь терминов по окружающему миру 3 класс
Раздел «Как устроен мир» | ||
Тема «Природа» | ||
Термин | Определение | |
Природа | – это все, что нас окружает и существует независимо от человека. | |
Биология | — это наука, которая изучает живую природу. | |
Царство | — это большая группа похожих живых существ. Биологи выделяют царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий, царство вирусов. | |
Микроскоп | — это увеличительный прибор, который позволяет человеку | |
Бактерии | — это крошечные организмы, которые живут везде. | |
Организмы | — это живые существа, населяющие планету Земля. | |
Тема «Человек» | ||
Человек | – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. | |
Психология | – наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности. | |
Воображение | – способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление. | |
Восприятие | – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. | |
Мышление | – высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. | |
Память | – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. | |
Тема «Общество» | ||
Семья | – группа живущих вместе близких родственников. | |
Флаг | – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, одно из эмблем государства. | |
Народ | – население государства, жители страны. | |
Герб | – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документов | |
Государство | – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры, оно имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык | |
Общество | – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. | |
Тема «Экология» | ||
Экология | — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой | |
Окружающая среда | – это все, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем. | |
Тема «Природа в опасности» | ||
Заповедник | – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна. | |
Заказники | — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды | |
Национальный парк | — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. | |
МСОП | – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Раздел | |
Раздел «Эта удивительная природа» | ||
Тема «Тела, вещества, частицы» | ||
Термин | Определение | |
Химия | – наука, изучающая состав, строение и свойства веществ и их превращения. | |
Тело | – все предметы, окружающие нас, бывают естественными (тела природы) и искусственными (сделанные природой). | |
Вещество | – это то, из чего состоят тела, бывают твердые, жидкие и газообразные. | |
Частица | – мельчайшая и простейшая часть физической материи; это молекулы и атомы. | |
Тема «Разнообразие веществ» | ||
Соль | – белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяется в воде. | |
Сахар | – белое кристаллическое сладкое питательное вещество, получаемое из сахарной свеклы или из сахарного тростника. | |
Крахмал | – углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен. | |
Конденсация | – процесс перехода из газообразного состояния в жидкое. | |
Кислота | – химическое соединение, содержащее атом водорода. | |
Тема «Воздух и его охрана» | ||
Воздух | – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода — 21% и углекислого газа – 1%. | |
Свойства воздуха | прозрачность, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается, плохо проводит тепло. | |
Атмосфера | – слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, которая защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. | |
Тема «Вода». «Превращения и круговорот воды» | ||
Ботаника | – наука о растениях, один из разделов биологии | |
Круговорот воды в природе | — вода испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвращается на землю. | |
Испарение | -это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий на поверхности вещества. | |
Состояние | – это способность движущейся материи к проявлению в различных формах с присущими им свойствами и отношениями. | |
Тема «Почва» | ||
Почва | – это верхний плодородный слой земли. | |
Перегной | – часть почвы, который образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов. | |
Питание растений | – поглощение углекислого газа и выделение кислорода. | |
Организмы-потребители | — так ученые-экологи называют животных, так как они потребляют вещества, производимые растениями. | |
Организмы-производители | – так ученые-экологи называют растения, так как они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа, воды и неорганических соединений. | |
Организмы-разрушители | – это бактерии и грибы, которые разрушают остатки мертвых животных и растений. | |
Дыхание растений | – поглощение кислорода и выделение углекислого газа. | |
Грибница | – вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей. | |
Насекомые-опылители | – насекомые, которые опыляют цветы. | |
Нектар | – сладкий цветочный сок. | |
Опыление | – перенос пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика, где и происходит оплодотворение. | |
Пыльца | – мелкие желтые крупинки в цветках. | |
Эрозия почвы | – процесс размывания водой почвы, выдувание ее ветром | |
Тема «Разнообразие растений» | ||
Ботаника | – наука о растениях, один из разделов биологии | |
Водоросли | – это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом . | |
Мхи | -это многолетнее растение, низкого «роста» и маленького размера | |
Папоротники | — это зеленые цветочные растения с разделенными листьями, которые, как правило, растут во влажных, теневых областях. | |
Хвойные растения | — это деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев. | |
Цветковые растения | получили такое название из-за способа размножения с помощью цветков, опыляемых насекомыми. | |
Тема «Зоология» | ||
Зоология | – это наука, которая изучает животных | |
Черви | – живут на суше и в воде | |
Моллюски | – мягкое тело, защищенное раковиной.( улитки, слизни, осьминоги, кальмары) | |
Иглокожие | – морские звезды, ежи, лилии, огурцы. | |
Ракообразные | – это раки, крабы, креветки. | |
Паукообразные | – это пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют восемь ног(4 пары) | |
Насекомые | – животные, у которых шесть ног (3 пары), к ним относятся: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи. | |
Рыбы | – водные животные, тело которых покрыто чешуей, дышат жабрами, передвигаются с помощью плавников. | |
Земноводные | – животные, у которых кожа голая, нежная. Живут и в воде, и на суше. ( лягушки, жабы, тритоны) | |
Пресмыкающиеся или рептилии | – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками и панцирем, они постоянно ползают. | |
Птицы | – животные, тело которых покрыто перьями. | |
Звери или млекопитающие | – животные, тело которых покрыто шерсть, детей кормят молоком. | |
Растительноядные | – животные, которые питаются растительной пищей. | |
Насекомоядные | – это животные, которые питаются насекомыми. | |
Хищные | – это животные, которые питаются крупной добыче. | |
Всеядные | – это животные, которые питаются и растительной. И животной пищей. |
Словарь терминов по окружающему миру
Словарь
Айсберг – отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Высота над поверхностью воды может быть до 100 м, но большая часть ледника находится под водой.
Астрономия – наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом.
Атмосфера — газовая оболочка вокруг Земли.
Атмосферное давление — вес атмосферы, давящий на земную поверхность.
Бактерии — микроскопические живые организмы.
Биосфера — оболочка Земли, которая заселена живыми организмами.
Ботаника – наука, изучающая растения, один из основных разделов биологии
Веслоногие птицы – пеликанообразные водоплавающие птицы, все четыре пальца которых соединены плавательной перепонкой. К ним относятся: олуша, фаэтоны, фрегаты, бакланы, змеешейки, пеликаны.
Вещество – то, из чего состоят тела.
Вигвам – жилище индейцев Северной Америки – коническое или куполообразное, на каркасе из тонких стволов, покрытом ветками, корой, циновками.
Влажность – количество водяного пара (то есть воды в газообразном состоянии) в атмосфере.
Водоем – место скопления или хранения воды (озеро, бассейн, пруд, водохранилище).
Восточная Сибирь – часть Сибири от реки Енисей на западе и до тихоокеанского побережья на востоке.
Всеядные животные – это животные, которые питаются и растениями, и животными.
Галактики – гигантские звездные системы. Наша Галактика называется Млечный Путь.
Гейзеры – бьющая фонтаном из-под земли горячая подземная вода.
Геология – наука о горных породах и минералах.
Гигиена – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний.
Гидросфера – водная оболочка Земли.
Гнус – общее название кровососущих насекомых отряда двукрылых (комары, мошки, мокрецы, слепни, мухи-жигалки, москиты).
Гора – форма рельефа, часть земной поверхности выше 200 м над окружающей местностью.
Горизонт – видимое вокруг нас пространство, ограниченное линией, где нам кажется, что небо сходится с землёй.
Горная порода – природное вещество, которое состоит из одного или нескольких минералов.
Горючее – вещество, которое можно использовать для получения тепла.
Дальний Восток – территория на Востоке Азии, на которой расположены восточная часть России, восточная часть Китая, Корея, Япония; иногда к Дальнему Востоку относят и Филиппины.
Двукрылые – отряд насекомых, у которых развита только передняя пара крыльев. Ряд видов – переносчики болезней человека. К ним относятся комнатная муха, москиты, кровососущие комары и другие.
Динозавры – самый многочисленный отряд вымерзших пресмыкающихся. Длина тела от 20 см до 30 м. Одни передвигались на двух ногах, другие на четырёх. Древние динозавры были сухопутными хищниками, затем появились растительноядные; некоторые из них перешли к жизни в воде.
Дичь – добываемые охотой птицы и звери, мясо которых употребляют в пищу. От дичи получают также пух, перо, шкурки, рога. Пернатая дичь – птицы; четвероногая – зайцы и копытные животные.
Доменная печь – шахтная печь для выплавки чугуна.
Драгоценные камни – минералы с особыми свойствами, используемые для ювелирных целей. Условно все драгоценные камни делятся на:
1 класс – алмаз, рубин, сапфир, изумруд;
2 класс – александрит, сапфир оранжевый, зелёный. Фиолетовый благородный чёрный опал, благородный жадеит;
3 класс – демантоит, шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родонит, турмалин;
4 класс – хризолит, цирком, кунцит, лунный камень, солнечный камень, берилл желтый, зелёный и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, хризопраз, цитрон.
Егерь – должностное лицо в охотничьих хозяйствах России; специалист-охотник, обслуживающий охотников-любителей. Контролирует соблюдение правил природопользования и законов об охоте.
Естественный отбор – процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных. Естественный отбор – это следствие борьбы за существование.
Естествознание – естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).
ЕЭС – Европейское экономическое сообщество. Цель ЕЭС – создание единого экономического пространства путём повышения уровня экономического развития его участников.
Жвачные животные – группа растительноядных копытных млекопитающих, желудок которых состоит из четырёх отделов. После кормёжки жвачные животные отрыгивают пищу в рот и снова её прожёвывают. К их числу относятся олени, антилопы и крупный рогатый скот.
Западная Сибирь – часть Сибири между Уральскими горами и рекой Енисей.
Звёзды – гигантские светящиеся газовые шары, подобные Солнцу. Образуются из газово-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия).
Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности.
Земная кора – наружный твёрдый слой Земли, который образует её поверхность.
Зоология – наука о животных, один из разделов биологии.
Иглу – зимнее жилище из снега у части канадских эскимосов в виде купола с входом через длинный коридор; иногда стены внутри покрывают шкурами.
Ископаемое горючее – каменный уголь, нефть и природный газ, которые образовались при окаменении органических остатков и которые при сгорании производят энергию.
Испарение – это процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние.
Кислород– газ, составная часть воздуха, необходимая живым организмам для дыхания.
Компас – прибор, указывающий направления сторон света и служащий для ориентирования на местности.
Континент – см. Материк.
Космос (Вселенная) – необъятное пространство, в котором находятся галактики, звезды, планеты и другие космические тела.
Круговорот воды – цикличное движение воды на Земле – из моря в воздух, затем на сушу и обратно в море.
Ландшафт – это рельеф местности вместе с водоемами, растительностью и животными.
Легкая промышленность – вид промышленности, который использует небольшое количество сырья и производит легкую и простую в транспортировке продукцию.
Лиственные деревья – деревья с широкими листьями, которые зимой сбрасываются.
Литосфера – внешняя часть твердой оболочки Земли, включающая земную кору и верхний слой мантии.
Лишайники – своеобразная группа организмов, образованных грибом и водорослью, живущих в тесном партнерстве (симбиозе).
Луг – участок земли, растительный компонент которой составляют сообщества многолетних трав.
Магма – горячая расплавленная горная порода, находящаяся под земной корой.
Метеорология – наука, изучающая различные виды погоды и климата.
Материк (континент) – обширное пространство суши, омываемое морями и океанами. На Земле 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.
Микроорганизмы – мельчайшие живые существа, которые можно рассмотреть только под микроскопом.
Мировой океан – все океаны Земли.
Многолетние растения – растения, живущие дольше двух лет. К многолетним растениям относятся все деревья, кустарники и многие травянистые растения.
Море – это часть океана, обычно окаймленная сушей.
Москиты – семейство насекомых отряда двукрылых. Длина 1.3 – 1.5 мм. Входят в состав гнуса.
Нектар – сахаристая жидкость, выделяемая цветками многих растений. Растения выделяют нектар для привлечения насекомых, осуществляющих опыление.
Облака – скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов.
Овраги – глубокие крутосклонные формы рельефа, образованные временными водотоками.
Озеро – природный водоем в углублении суши.
Озоновый слой – слой земной атмосферы, содержащий озон, который является видом кислорода. Озоновый слой задерживает вредоносные солнечные лучи.
Океан – один из четырех массивов соленой воды, покрывающий земную поверхность. Традиционно выделяют 4 океана: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский. Сейчас выделяют также Южный океан вокруг Антарктиды.
Организм – любое живое существо.
Органы чувств – орган зрения (глаза), орган осязания (кожа), орган обоняния (нос), орган вкуса (язык), орган слуха (уши).
Ориентирование – определение своего местонахождения относительно сторон горизонта.
Орнитология – область зоологии, изучающая птиц.
Осадки – вода, выпадающая из атмосферы на земную поверхность в виде дождя, снега, мокрого снега или града.
Пищевая цепь – пищевые взаимоотношения между несколькими видами живых существ. Когда организм одного вида поедает организм другого вида, в пищевой цепи происходит преобразование и перенос веществ и энергии.
Планеты – крупные тела солнечной системы, которые движутся вокруг Солнца по своим орбитам. Сейчас выделяют 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Позвоночные – группа животных, имеющих позвоночник. К числу позвоночных относятся рыбы, амфибии (земноводные), рептилии (пресмыкающиеся), птицы и млекопитающие.
Поле – безлесная равнина, пространство. Часто используется для выращивания сельскохозяйственных культур (пшеничное поле) или для спортивных сооружений (футбольное поле).
Полушарие – это одна из двух частей, на которые земной шар условно делится начальным меридианом или экватором.
Пролив – относительно узкое водное пространство, разделяющее части суши.
Пустыня – те области, где выпадает очень мало дождей или их не бывает вовсе и где мало растений и животных.
Равнины – участки поверхности суши, дна океанов и морей, характеризующиеся незначительными колебаниями высот.
Растения – одно из царств живой природы. Они создают питательные вещества из веществ неживой природы.
Растительноядные животные – животные, питающиеся растительной пищей.
Река – естественный водный поток, текущий в определённом направлении, имеющий исток, русло, устье, притоки.
Рельеф Земли – все неровности земной поверхности. Основные формы рельефа: равнины и горы.
Родник – место, где вода естественным путём вытекает из-под земли.
Руда – горная руда, содержащая металлы.
Созвездие – группа звёзд, выделенная людьми.
Спутник – предмет, обращающийся вокруг центрального объекта – например, Луна, которая вращается вокруг Земли.
Солнце – звезда, раскалённый светящийся газовый шар.
Тайга – хвойный северный (бореальный) лес в Европе, Азии и Северной Америке. Сегодня тайга занимает примерно 10% всей суши планеты.
Тепловые пояса Земли: жаркий, два умеренных и два холодных.
Теплокровные животные – животные, чей организм способен постоянно поддерживать одну и ту же температуру тела независимо от температуры окружающей среды. Это позволяет им оставаться активными даже в сильную стужу. Из всех животных теплокровными являются только птицы и млекопитающие.
Торнадо – так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы, вихри которого крушат все на своем пути.
Тропики Земли – область, заключенная между тропиком Рака и тропиком Козерога. Это воображаемые линии, идущие вокруг земного шара.
Тропосфера – нижний слой земной атмосферы.
Туман – мелкие капельки жидкой воды.
Тундра – холодная безлесная равнина со слоем вечной мерзлоты в почве.
Тяжелая промышленность – это вид промышленности, для работы которого необходимы большие машины и тяжелые сырьевые металлы. Например, производство стали.
Фильтрование – очистка воды или другой жидкости от нерастворимых примесей.
Хвойные – растения, образующие семена не в плодах, а в шишках. Большинство хвойных – вечнозеленые растения.
Хвойные деревья – вечнозеленые растения с листьями в виде иголочек, которые не опадают на зиму.
Хищники – животные, которые охотятся на других и используют их в пищу. К отряду хищников относятся кошки, собаки, медведи, лисицы и другие животные.
Холоднокровные животные – животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды. В холодную погоду такие животные малоактивны. Например, змеи, ящерицы, рептилии и другие.
Цунами – волна, заливающая бухту. Это слово японское. «Цу» означает «бухта», а «нами» — «волна».
Чум – переносное жилище северных народов, конической формы шатер, покрытый шкурами, войлоком или корой.
Экватор – воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Ягель (олений мох) – лишайники рода кладония. Пища северных оленей.
Ядро Земли – центральная часть Земли, которая в самой глубине представляет собой твердый металлический шар, называемый внутренним ядром, а снаружи имеет горячую оболочку из жидкого металла, которая называется наружным ядром.
Яранга – у некоторых северных народов переносное жилище с конической крышей.
Рецензия на книгу «Вторая мировая война: Глупость Сталина»
Глупость Сталина: Трагические первые десять дней Великой Отечественной войны на Восточном фронте
Константина Плешакова; Houghton Mifflin, Бостон, 2005 г., 26 долларов.
Новая книга Константина Плешакова — искусно написанный портрет катастрофы. В течение первых 10 дней операции «Барбаросса» вермахта били по Красной Армии без толку (см. рассказ, стр. 34), методично окружая и уничтожая целые советские армии в Белостоке и Минске. В этой начальной фазе немцы сражались с Kesselschlacht («котловая битва» или битва на окружение) доведена до совершенства, захватив сотни тысяч пленных и захватив кусок территории размером с Великобританию. Оперативный план «Барбаросса» предусматривал уничтожение значительной части Красной Армии, прежде чем она сможет отступить в бесконечные глубины страны, и этот план не мог бы сработать намного лучше, чем он сработал. Катастрофа не имеет аналогов в военной истории: крупнейшая в мире армия была практически уничтожена, а самые богатые части самой большой страны земли захвачены. Советскому Союзу понадобилось четыре долгих года и десятки миллионов жертв, чтобы возместить ущерб, нанесенный немцами в те первые дни.
Общеизвестно, что корни этой катастрофы лежали в шокирующем провале советской разведки, и Плешаков дает читателю главу и стих. С предупреждениями, поступающими со всех сторон, включая такие разные источники, как посол Югославии в Москве и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, о массовом наращивании германских сил на границе с сетью надежных разведывательных агентов за границей, не имеющей себе равных по своим размерам и мотивации и с непрерывным потоком немецких дезертиров, пересекающих границу перед операцией, Иосиф Сталин должен был, по крайней мере, быть в состоянии подготовиться к немецкому удару. Беда была только в том, что советский лидер не поверил этому — ни одному из них.
Все это было «провокацией», клялся он. Награда за разведку должна быть либо западной уловкой, чтобы втянуть его в войну с Германией, либо нацистской, чтобы заставить его действовать первым и, таким образом, оправдать немецкий контрудар. «Не всегда можно доверять разведданным», — огрызнулся он однажды своему начальнику штаба генералу Георгию Жукову, который пытался — как всегда осторожно — вразумить параноидальный череп босса. Доказательства накапливались, но Сталин оставался непоколебимым. К концу июня не менее 10 немецких разведывательных самолетов ежедневно пересекали воздушное пространство России, один из которых долетел до Москвы и приземлился там, примерно в 650 милях от территории Советского Союза.
Таким образом, Красной Армии в те первые дни приходилось сражаться не только с немцами, но и с тем, что Плешаков метко называет «поразительно некомпетентным» характером своего режима. Упрямство Сталина не позволяло ему встречаться с немцами в состоянии, близком к степени готовности. Его развертывание армии было затруднено вдоль границы, где немцы могли ее немедленно разбить, и его первые оперативные приказы предостерегали командующих прежде всего «не поддаваться ни на какие провокации» со стороны немцев. Эта расплывчатая фраза ставила каждого советского командира в почти невозможную ситуацию, когда ему приходилось самостоятельно решать, что считать провокацией, а что — общим военным актом. Как только это было решено, командир должен был решить, стрелять ли по приближающимся немцам. Все это происходило в системе, где военачальники прекрасно понимали, что любое принятое ими решение может принести им либо медаль, либо перевод в трудовой лагерь.
Возникшая путаница до сих пор поражает воображение. Связь между Москвой и фронтом сразу прервалась, хотя, может быть, правильнее сказать, что она так и не была налажена. Технический консерватизм Сталина, который разделяли старые друзья времен Гражданской войны, такие как усатый кавалерийский офицер маршал Семен Буденный, привел к тому, что сеть связи Красной Армии почти полностью состояла из кабеля, а не из радио. Относительная горстка немецких агентов в стране полностью вывела его из строя еще до того, как основные силы пересекли границу. Точно так же потребовались месяцы, чтобы что-то вроде действительной системы снабжения заработало. Некоторые советские солдаты в те страшные первые дни действительно шли в бой без еды, кроме анчоусов, что было особенно ужасной трапезой в свете июньской жары и отсутствия питьевой воды. Плешаков описывает один момент, который может быть характерным для всего начального этапа «Барбароссы»: VIII советский механизированный корпус катил по единственной дороге из Дрогобыча в Самбор и врезался в советский XIII механизированный корпус, который, к сожалению, двигался из Самбора в Дрогобыч. . В результате, разумеется, образовалась пробка эпических масштабов. Они могли бы до сих пор быть там, разбираясь, если бы немцы не уничтожили их обоих.
Как только Сталин и высшее командование осознали, что происходит на фронте — что вместо немецких провокаций им предстоит полномасштабное вторжение, — они усугубили проблему, отдав приказ практически всем соединениям вдоль границы немедленно перейти в контрнаступление. Часто изображаемые в литературе о Барбароссе в положительном свете (т. е. как показатель агрессивности Красной Армии), эти контрудары в руках Плешакова обрабатываются крайне грубо. Они были бессмысленны, пишет он, «одна из самых грубых ошибок 19-го века».41 кампании», что было равносильно самоубийству атакующих частей.
Все причастные — от Жукова до местных командиров, которые должны были их проводить, — знали это, но ни у кого не хватило ни смелости, ни воли сказать об этом. В сталинской России больше, чем в любом другом современном государстве, приказы были приказами.
Если есть одна проблема с книгой, так это то, что Плешаков настаивает на том, что Сталин намеревался нанести упреждающий удар по Германии в июле. Идея витала в воздухе уже некоторое время, с момента публикации 19-летия Виктора Резуна.90 книга Ледокол (написана, как и все произведения этого перебежчика советских времен, под псевдонимом «Суворов»). С тех пор историки критикуют его (и его самого), и совсем недавно Дэвид Гланц сделал окончательное заявление, разоблачающее тезис о превентивной войне, в своем опусе 1998 года «, спотыкающийся колосс ». Плешаков усиливает драму тем, что Сталин обсуждает ее со своими генералами на совещании 21 июня, за день до немецкого вторжения.
Единственная проблема с этой аргументацией состоит в том, что она основана почти исключительно на предположениях, а не на доказательствах. Даже Плешакову приходится признать, что записей просто нет, и он вынужден использовать уточняющие термины вроде «вероятно» и «по всей вероятности», которые по определению проблематичны в историописании. К его чести, Плешаков осознает проблему и, безусловно, ближе к истине, когда пишет, что «упреждающая война оставалась проработанным вариантом, а не окончательным планом». Иными словами, упреждающий удар был одной из многих возможностей, которые рассматривал Сталин. Плешаков, таким образом, рисует убедительный портрет Красной Армии, ненадежно зажатой между наступательными и оборонительными планами летом 1919 г.41, когда высшее руководство не могло решить, что ему делать, а его советники были парализованы страхом.
Это прекрасная книга, очень хорошо написанная, и она способна удовлетворить ученого, а также дойти до широкого читателя. Плешаков — первоклассный писатель, прозаик и журналист, а также историк, в равной степени владеющий содержательными зарисовками главных действующих лиц и домашними подробностями жизни Советского Союза 1941 года. Его описание Сталина, сидящего в угаре на даче и удивленного визитом членов Политбюро, бесценно. — Зачем ты пришел? Сталин заикался, видимо, полагая, что его пришли арестовывать.
Точно так же обсуждение знаменитого радиообращения Сталина к советскому народу после почти двухнедельного молчания наполнено проницательностью. Во время подготовки к речи Сталин пригласил известного московского диктора Юрия Левитана в Кремль для тренировки. «Как мне представиться?» — спросил Сталин. — Как всегда, товарищ Сталин, — неловко ответил Левитан. «Где делать паузы?» «Там, где вы их всегда делаете, товарищ Сталин». Даже Сталину пришлось смеяться. Однако сама речь стала водоразделом. Фактически, обращаясь к своим слушателям как к «братьям и сестрам», Сталин как бы предлагал советскому народу новый «общественный договор». Многие, кто это услышал, отмечает Плешаков, «плакали от облегчения».
Хотя его действия чуть не разрушили фирму, по крайней мере, босс вернулся к своим обязанностям. В следующие несколько месяцев они будут умирать за него толпами по дороге в Москву. Понадобились миллионы простых советских солдат — «дядя Ваня», как их называет Плешаков, — чтобы исправить то, что так бесцеремонно разрушил Сталин. В конце концов, Плешаков возлагает беду прямо на Сталина. Жестокость и бесчеловечность его режима, непрекращающиеся кровавые чистки и лагеря рабского труда — все это создавало атмосферу страха, парализовавшую вооруженные силы. Многие послечисточные генералы были халтурщиками, но даже такие порядочные, как Жуков или Семен Тимошенко, не могли эффективно руководить в этой зловещей атмосфере. Однако террор имел и другой эффект. Это заставило как гражданских лиц, так и генералов молча принять режим, который удерживал Сталина у власти, даже после того, как он выставил свою некомпетентность на всеобщее обозрение. «Большой террор спас диктатора и его систему, — утверждает Плешаков. «Вместо того, чтобы рухнуть летом 1941, как и должно было, оно просуществовало еще пятьдесят лет». Это может быть худшим обвинением из всех. Для Сталина созданная им гора трупов — как жертв репрессий, так и погибших на войне — была просто формой гарантии занятости.
Первоначально опубликовано в апрельском выпуске журнала World War II за 2006 г. Чтобы подписаться, нажмите здесь.
Новый контент в моих сетях
Прием заявок: докторантский семинар YSI-EBHS, 24 мая 2023 г., Порту, Португалия (крайний срок 31 марта) (обсуждение)
Автор: Олли Турунен
В: H-Business
Семинар докторантуры YSI-EBHS 2023
24 мая 2023
Порту, Португалия
Семинар докторантуры для 8 студентов в среду, 24 мая, в Университете Порту накануне конференции Общества экономической и деловой истории.
Подробнее
Мероприятие: Онлайн-семинар CHORD по истории розничной торговли и дистрибуции (27 марта 2023 г. ) (Обсуждение)
Автор: Лаура Уголини
In: H-Business
Подробнее
Руководство по работе, с 6 по 13 марта (обсуждение)
Автор: Carly Ciufo
В: H-Material-Culture
Следующие вакансии были опубликованы в руководстве по работе H-Net от 6 марта 2023 г. до 13 марта 2023 года. Эти объявления о вакансиях включены сюда на основе категорий, выбранных редакторами списка для H-Material-Culture. Дополнительную информацию см. на веб-сайте H-Net Job Guide по адресу
https://www.h-net.org/jobs/. Чтобы связаться с руководством по трудоустройству, напишите по адресу [email protected] или позвоните по телефону +1-517-432-5134 между 9утра и 5 вечера по восточному времени США.
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
Подробнее
Объявление о приеме предложений Барби в СМИ: культурное влияние куклы-знаменитости Mattel (обсуждение)
Автор: Эмили Агило-Перес
В: H-Material-0Culture
Запрос статей
Дата:
1 мая 2023 г.
Подробнее
Сессии AAD: Архив – Материальная культура и участие (Часть 2) (Обсуждение)
Автор: Индиго Левесон-Гауэр
In: H-Material-Culture
Тип:
Дата:
15 марта 2023 г.
Подробнее
Прием заявок: «Анкета: Анимация объектов» (Обсуждение)
In: H-Material-Culture
Тип:
Призыв к публикации
Дата:
15 августа 2023 г.0002 Автор: RACHID AIT ABDELMOUMAN
In: H-Announce
Лаборатория культуры, языка, искусства и общества на факультете языков, искусств и гуманитарных наук Университета Ибн Зора в Агадире предлагает предложения по главам на тему «Современность, Деколониальные и постколониальные дискурсы» для второго тома нашей серии книг.
Подробнее
25-я двухгодичная конференция Тихоокеанской исторической ассоциации: Отслеживание Кояна: правда в истории Океании (объявление)
: Джонатан Ричи
В: H-Announce
ДИСКОННАЯ АССОЦИАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ АССОЦИАЦИИ PACICFIEN Океании
Подробнее
19-е дни прикладной психологии (объявление)
Автор: Ana Jovancevic
In: H-Announce
Конференция 19Дни прикладной психологии состоятся 29 и 30 сентября 2023 года и организованы философским факультетом Нишского университета (Чирила и Методия 2, Ниш, Сербия
Подробнее
Специальный выпуск критических исследований) in Men’s Fashion: Atmospheres (Discussion)
Автор: Todd Robinson
In: H-Material-Culture
Type:
Call for Papers
Дата:
02 90 30 марта 2025 900 Подробнее0002 Стипендия для поддержки академических исследований в коллекциях Шведского института иммигрантов, Векшё (Объявление)
Автор: Ульф Зандер
In: H-Announce
Стипендия для поддержки научных исследований в коллекциях Шведского института иммигрантов , Växjö
Подробнее
MLA 2024 Сефардская дискуссионная группа: представления о бедствиях в сефардском мире (объявление)
Автор: Моник Родригес Бальбуэна
In: H-Announce
https://mla. confex.com/mla/2024/webprogrampreliminary/Paper23335.html
Представления о бедствиях в сефардском мире
Письменные и (аудио)визуальные изображения бедствий в широкий сефардский географический и языковой мир. Природные и техногенные; с 15 -го года по 21 -го века. Особо приветствуются эстетические, поэтические, философские подходы.
Крайний срок подачи заявок: понедельник, 20 марта 2023 г.
Подробнее
Жестокое общество? Расследование повседневного и обычного насилия в республиканском Риме (Объявление)
Автор: Одри Бертран
В: H-Announce
Прием документов
Международная конференция
«Общество насилия»?
5 9000 Подробнее Конференция выпускников ISSG онлайн: Память и насилие — феминистские методы исследования и сопротивления (Вклад)
Автор: Эля Ассаяг
In: H-Material-Culture
Конференция выпускников ISSG: Память и насилие – феминистские методы исследования и сопротивления
Подробнее
Напоминание за один месяц! Объявление о рассмотрении истории выпускников — Том 12 (2023 г.