Что такое русь для детей 2 класса подчеркни ответ: История названий «Русь» и «Россия» и их значение

История названий «Русь» и «Россия» и их значение

Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.

Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.

Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона». Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».

После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.

В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.

В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык. Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский». При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер — Российским). В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.

Слово «Русь» стало употребляться только в историческом или поэтическом контексте. Производное от него — «русский» — означало и до сих пор означает национальный признак. Производное от России — «российский» — значит «принадлежность к России, проживание в ней». В Сибири и на Дальнем Востоке слово «Россия» до сих пор используется и в узком значении — «европейская часть страны».

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса — Олимпиадные задания — Начальные классы

Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс

  1. Подчеркни в словах гласные буквы, которые обозначают два гласных звука.

Колье, Оля, ежиха, объехал, гнев, эхо, поэт, Зоя.

  1. Поставьте ударение.

Магазин, улица, позвоните, библиотека, алфавит.

  1. «Буквы перепутались», восстанови слова и в каждом ряду подчеркни   лишнее слово

рбюик, сокни,  вобрь, лтьопа, фотак

Тухеп, туак, беледь, дюкин, сьюг

  1. Напиши слова, которые имеют противоположный смысл данным.

Север — _______________________

Правдивый — ______________________

Весело — _____________________

Друг — _________________________

Радость — _______________________

  1. Найди лишнее слово и подчеркни его.

Обсудить, обмануть, обдумать, объехать, обучить.

  1. Запишите предложение одним сложным словом.

Какой человек радуется жизни — ____________________________.

Как называются дети из одного класса — _______________________.

Судно с паровым двигателем — _________________________________.

  1. Расставь знаки препинания так, чтобы смысл предложений оказался верным.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

  1. Вставь пропущенные слова так, чтобы получился рассказ на тему «Зима»

Ответы с критериями оценки.

  1. Колье, Оля, ежиха, объехал, гнев, эхо, поэт, Зоя.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего- 4 б.

  1. Магази!н,  у!лица,  позвони!те, библиоте!ка, алфави!т.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего- 5 б.

  1. рбюик, сокни,  вобрь, лтьопа, фотак

               брюки, носки, бровь, пальто, кофта

Тухеп, туак, беледь, дюкин, сьюг

Петух, утка, лебедь, индюк, гусь

0,5 за каждое составленное правильно слово и 1 балл за каждое «лишнее» слово. Всего- 7 б.

  1. Север -юг

Правдивый — ложный

Весело — грустно

Друг — враг

Радость —горе

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего- 5 б.

  1. Обсудить, обмануть, обдумать, объехать, обучить.

За правильный ответ – 1 балл

  1. Какой человек радуется жизни — жизнерадостный

Как называются дети из одного класса — одноклассники

Судно с паровым двигателем — пароход

За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего- 6 б.

  1. Пальцев у него двадцать. пять на каждой руке. десять на ногах.

За правильный ответ – 2 балла

  1. (примерный вариант) Наступил декабрьский день. Тускло светит солнце. По низкому     небу плывут облака. Дует порывистый ветер. Во дворе   намело   большие сугробы.

За правильно подобранные слова 0,5 балла. Всего — 3 б.

Максимальное количество  — 33 балла.


Полный текст материала Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Страницы истории России Жизнь древних славян 4 класс окр мир-какие ответы?

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Ответы к стр. 13 и 14 рабочей тетради по теме «Жизнь древних славян»

В первом задании необходимо раскрасить контурную карту и обозначить разными цветами места расселения древних славян: розовым — восточных славян, зеленым — южных славян, голубым — западных славян. Интересный момент, что прародиной всех славян считается территория современной Западной Украины и Польши, предгорья Карпат.

Именно оттуда происходило расселения древних славян на запад, восток и юг. Первые упоминание о славянах относятся к I веку нашей эры.

Во втором задании необходимо определить, что неверно в утверждениях о жизни древних славян. Давайте обсудим каждое из утверждений:

Большую роль в жизни славяне играли дары леса. Это, безусловно, верное утверждение, потому что древние славяне строили из древесины дома, использовали дрова для приготовления пищи, питались дичью, ягодами, грибами, медом. Древесина была основным строительным материалом. Кроме того, славяне селились рядом с реками, для того, чтобы иметь возможность заниматься рыболовством и земледелием, им нужна была вода. Одежду древние славяне изготавливали в основном из льна, шкур и шерсти домашних и диких животных.

Чем могли заниматься дети древних славян:

Основным занятием детей в древних славян — это помощь родителям в разделке шкур животных, в полевых работах (земледелие), ремесла и рукоделие, дойка коров, выпас скота, рыбная ловля, постройке жилищ. Важным делом было пестунство — это помощь в присмотре за маленькими детьми. Сейчас нам кажется это странным, но с малолетства древние славяне ходили в лес одни, собирали грибы и ягоды.

Основные занятия древних славян:

1) земледелие

2) охота

3) бортничество (сбор меда)

4) сбор дикоросов (ягод, грибов, трав),

5) скотоводством,

6) ремеслами (изготовление изделий из глины, кузнечным делом, производство одежды из шерсти и льна, березовой коры и пеньки). Не случайно героем древних сказаний был кузнец, важность труда кузнеца была в том, что все орудия труда изготавливали кузнецы. Богом кузнечного дела древние славяне считали Сварога. Изделиями из металла древних славян были топоры, копья, украшения, серпы.

Значит, неверное утверждение :

Бог с головой крокодила был в древнем Египте, он пожирал души умерших людей и звали его Себет..

Во что верили древние славяне — этот вопрос вызывает споры ученых до сих пор, ведь очень мало исторических источников сохранилось до наших дней. Божествам поклонялись, устанавливали деревянные Идолы, которые были сожжены в эпоху христианства. Считается, что главным богом у древних славян был бог Рода, ему подчинялся бог грома, молнии и дождя Перун, мир природы для для славян живым, одушевленным. Бог скотоводства — Велес. Сварог — бог огня, покровитель кузнецов. Ярило — бог солнца. Божеством воды низшего порядка у древних славян был водяной.

В третьем задании нужно разделить, какие фантастические существа почитались у древних славян, а какие у древних египтян, давайте делить:

Египтяне (две черты) никогда не видели медведей, медведи просто не живут в Египте, они не знали о существовании бога грома и молнии Перуна, ведь в Египте гроза случается один раз в сотню лет. У египтян был свой бог солнца по имени Омон Ра. Кобра, жук скарабей, лев и скорпион обитают в Египте, у каждого их них было свое мифологическое представление. Жук скарабей олицетворял жизнь, восход солнца, возрождение после смерти.

Скорпион — предвестник смерти, лев или львица — это была богиня войны Сихмет.

Славяне (одна черта). А вот как раз для славян царь леса, прародитель медведь и бог молнии Перун были привычными. Про водяного мы уже упоминали, он как и русалки — были волшебными существами в мифологии древних славян, леший был лесным божеством низшего порядка у древних славян, домовой — покровитель дома.

В четвертом задании нужно выделить предметы быта восточных славян: это изделия из дерева, металла и глины.

Фарфор, опахало и веер — это не древнеславянские предметы.

Давайте рассмотрим каждый предмет стр. 14 — для чего он нужен и как называется: деревянный гребень для волос, глиняный горшок, металлические пряжки, огниво (а точнее металлическое кресало, по форме напоминающее калач — это часть набора огниво, использовалось вместе с кремнем для высекания огня, кресалом терли о кремень до появления искры), деревянные миски и глиняные горшки с острым дном (их использовали для хранения, переноски жидкости либо подвешивании над огнем).

План-конспект урока «Культура Древней Руси»

План-конспект открытого урока по истории в 6 классе на тему «Культура Древней Руси»
Место проведения:
Учитель: Пешкова В.А., учитель истории и обществознания
Класс: 6 класс
Дата:
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: Сформировать понятие о культуре Древней Руси, познакомить с особенностями и отраслями культуры того времени: устное народное творчество, письменность, литература, зодчество, художественное ремесло.
Планируемые результаты:
1. Предметные. Сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций.
2. Метапредметные.
Коммуникативные: умение общаться, участвовать в диалоге, работать в группе
Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделять и формулировать цели; ориентация в учебнике; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиями
Регулятивные: умение оценивать свою работу на уроке
Личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине; способность оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

Оборудование: компьютер, презентация, доска, раздаточный материал, учебник.

Основные понятия: культура, былины, летопись, кириллица, житие, зодчество, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль.

Межпредметные связи: литература, МХК
План урока:
1. Организационный момент (1 минута)
2. Повторение ранее изученного материала. (4 минуты)
3. Формулирование темы, постановка целей и задач урока (2 минуты)
4. Объяснение нового материала (29 минут)
5. Первичное закрепление материала (3 мин)
6. Рефлексия (2 минуты)
7. Выставление оценок (1 минута
8. Домашнее задание (2 минуты)
9. Подведение итогов урока (1 минута)
Ход урока:
Организационный момент. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих.
Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к уроку, достаньте всё необходимое: учебник, тетрадь, дневник.
Перед тем как начать новую тему, давайте повторим ранее изученный материал.

Повторение ранее изученного материала. Обучающиеся выполняют мини-тест. (приложение 1). Обучающиеся отмечают ответы на листочках (раздаточный материал)
Формулирование темы, постановка целей и задач урока. На слайде эпиграф: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская, многими красотами прославлена ты…бесчисленными городами великими, велениями славными, садами монастырскими, храмами божьями… Всем ты преисполнена, земля Русская…» (Слайд 2)
Учитель: Чем, по свидетельству древнерусского летописца, была богата земля Русская? (Обучающиеся: городами, селами, храмами).
Учитель: К какой сфере жизни можно отнести строительство городов, храмов? (Обучающиеся: к культуре)
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Обучающиеся: о культуре Руси).
Тема нашего урока «Культура Древней Руси». Давайте запишем тему в тетрадь. (Обучающиеся записывают тему в тетрадь)
Какой период охватывает история Древней Руси (Обучающиеся: Древняя Русь – период IX – начала XII века)
Сформулируйте цель урока, исходя из анализа темы (Обучающиеся формулируют цель урока)
Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности культуры Древней Руси, развитие письменности и грамотности на Руси, литературы, устное народное творчество, зодчество и ремесло (Слайд 3– план урока)
Объяснение нового материала.
Особенности культуры Древней Руси. (Слайд 4)
Учитель: давайте познакомимся с особенностями культуры Древней Руси. Откройте учебник на странице 85 и прочитайте пункт 1. (Обучающиеся работают с текстом учебника на стр.85)
Учитель:
— Из чего складывалась культура Киевской Руси?
— Каковы особенности древнерусской культуры?
— Какие составляющие оказали наиболее сильное влияние на формирование культуры Киевской Руси?
Устное народное творчество (Слайд 5)
Учитель: второй пункт нашего плана – устное народное творчество.
На уроках литературы вы уже знакомились с ним.
Что относится к этому виду творчества? (Ответы обучающихся).
Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины.(Слайд 6)
Что такое былины? (Ответы обучающихся) Былины — это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей (Обучающиеся записывают определение в тетрадь)
Назовите былинных героев (Ответы обучающихся). Крестьянский
сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, Микула Селянинович (пахарь), Садко (купец)

Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения:
«Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град».
(Ответы учащихся):
(Слайд 7) Своеобразие русских былин
1. Основная идея былин – защита русской земли от врагов.
2. Освобождение своей земли.
3. Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. (Обучающиеся записывают в тетрадь)

Письменность и грамотность. (Слайд 8)
Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Сейчас я Вам предлагаю посмотреть видеоролик о зарождении письменности на Руси и ответить на ряд вопросов. (ролик о Кирилле и Мефодии).
Кто был создателем первого алфавита?
Как он назывался?
Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека). В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.
Первые книги были рукописными. Давайте посмотрим, как она выглядела. Какие элементы вы заметили? (Слайд 9)
Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте. Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.
Такие книги были очень дорогими, их владельцами были только богатые люди.

Физкульт-минутка.

Литература.
Вместе с крещением на Русь пришла письменность, и наряду с устными произведениями стали создаваться письменные. Кто же их создавал?
(Слайд 10) Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Кончаловской:
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Вы, наверное, догадались, о ком идёт речь? (Обучающиеся уже знают о Несторе, поэтому называют его имя) Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – «Повестью временных лет» – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. «Повесть временных (т.е. прошедших) лет» охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия (850-1110 гг.).
События из истории Древней Руси, которые мы изучали, были записаны и переданы нам монахом Нестором. У Вас на партах лежат отрывки из ПВЛ. Поработайте в парах и определите, к какому событию относятся эти отрывки.(Обучающиеся работают в парах)

«Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев… и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам…» (Призвание варягов. 862 г.)

«Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные,.. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…» (Крещение киевлян. 988 г.)

«Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит»… И древляне, выйдя из города Искоростеня против […], убили […] и дружину его…» (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)

Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития – описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слово – «Слово о законе и благодати» первого киевского митрополита Илариона. Подробнее о них прочтёте дома, а в тетрадь запишите: Жанры древнерусской литературы:
1. Летопись («Повесть временных лет», автор монах Нестор).
2. Житие (Житие Бориса и Глеба, автор монах Нестор).
3. Слово («Слово о законе и благодати», митрополит Иларион) .(Обучающиеся записывают в тетрадь)

Зодчество (Слайд 11)

Итак, следующая наша сфера – это зодчество.
— Что такое зодчество? Ответить на этот вопрос нам поможет Толковый словарь Д.И. Ожегова. Давайте обратимся к нему.
(искусство строительства и украшения зданий, сооружений)
— Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (Обучающиеся : из дерева)
Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества (Обучающиеся называют особенности, характерные черты)
Характерные черты русского деревянного зодчества. (Слайд 12)
1. Многоярусность строений.
2. Наличие разнообразных пристроек.
3. Увенчание построек теремами и башенками.
4. Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. Рассмотрите картину. (Слайд 13)

На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.

(Слайд 14) На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название) (четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается купол).
Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый.
Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. О нем нам расскажет Жулина Екатерина (Слайд 15)

Изобразительное искусство (Слайд 16)
Учитель читает текст:
О чём идёт речь?
«Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нему трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым». (Обучающиеся отвечают)
Учитель: Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке. В храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.
В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики. Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.(Слайд 17)
Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.(Слайд 18)
Итак, последняя сфера – художественное ремесло.

Художественное ремесло (Слайд 19)
Русь славилась своими искусными ремесленниками. Войны многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные мастерами-оружейниками, — копья, мечи, щиты, кольчуги.
Расцвет художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев.
Русские ювелиры – мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делали дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления украшений – сережек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий – использовалась очень сложная техника.
«Зернь» — Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаивались в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.
«Скань» — орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность.
«Эмаль» – промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль.

Закрепление материала

Теперь мы с вами узнали все сферы, все элементы древнерусской культуры.
А сейчас я хочу вам предложить проверить себя, насколько хорошо Вам удалось усвоить пройденную тему. Давайте повторим пройденный материал!

1. О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?
2. (Устное народное творчество, письменность и грамотность, литература, зодчество, изобразительное искусство, художественное ремесло.
3. Влияние каких народов испытала древнерусская культура? А в большей степени? (угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян. Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия христианства).
4. В чём проявилось влияние византийских культурных традиций? (Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги).
Молодцы ребята.

Рефлексия
Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас у каждого есть карточки самоконтроля. Заполните их. (Приложение 2)

Выставление оценок
Учитель выставляет оценки за работу на уроке

Домашнее задание. (Слайд 20)
Параграф 10, составить кроссворд по теме «Культура древней Руси.

Подведение итогов урока

Учитель: что вы сегодня узнали на уроке? Вы сегодня очень продуктивно поработали. Спасибо за урок.


.
Приложение 1.
Ученик ФИ_______________________
Мини-тест
1. Временем образования Древнерусского государства принято считать:
а) начало VI века
б) вторую половину VII века
в) во вторую половину IX века
г) начало V века

2. Нормы сбора дани были введены:
а) Рюриком б) Олегом в) Святославом г) Ольгой

3. Выгодный для Киева договор с Византией заключил князь Олег
а) в 860 году б) в 879 году в) в 882 году г) в 907 году

4. За нарушение обычаев сбора дани князи Игорь был убит:
а) в 951 году б)в 915 году в)в 937 году г)в 945 году

5. Восстановите порядок событий
1. принятие христианства
2. введение погостов и уроков
3. съезд князей в Любече
4. появление свода законов Русская Правда
5. объединение Новгорода и Киева

¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_________________________________

 

Приложение 2.
Подчеркни ответ, который ты считаешь наиболее подходящим
На уроке я работал…
Активно Пассивно
Своей работой на уроке я…
Доволен Недоволен
Урок показался мне…
Коротким Длинным
За урок я…
Устал Не устал
Мое настроение стало
Лучше Хуже
Материал урока для меня был…
Понятен, интересен, полезен
Непонятен, скучен, бесполезен

 

Н. Рубцов. «Россия, Русь — куда я ни взгляну…»

Дополнительное чтение


Ответы к стр. 7

Николай Рубцов
Видения на холме

Взбегу на холм
и упаду
в траву,
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!. .

Россия, Русь — куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы —
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России…
Кресты, кресты…

Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они — и где-то у осин
Подхватит это медленное ржанье,
И надо мной —
бессмертных звёзд Руси,
Высоких звезд покойное мерцанье…

1. Прочитай стихотворение. Впиши пропущенные слова. Подчеркни рифмы.

Россия, Русь — куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы —
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,

2. Раскрась рисунок. Какие строчки из стихотворения Н. Рубцова подходят к рисунку? Запиши.

Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

 

2.8 / 5 ( 124 голоса )

Александр II | император России

Жизнь

Будущий царь Александр II был старшим сыном великого князя Николая Павловича (который в 1825 г. , была принцесса Шарлотта Прусская). Юность и раннее возмужание Александра были омрачены властной личностью его властного отца, от чьих авторитарных принципов правления ему так и не суждено было освободиться.Но в то же время по наущению матери ответственность за нравственное и интеллектуальное развитие мальчика была возложена на поэта Василия Жуковского, гуманитарного либерала и романтика. Александр, довольно ленивый мальчик среднего ума, сохранил на всю жизнь следы романтической чувствительности своего старого наставника. Напряженность, вызванная противоречивыми влияниями Николая I и Жуковского, наложила отпечаток на личность будущего императора. Александр II, как и его дядя Александр I до него (воспитанный швейцарским республиканским наставником, последователем Руссо), должен был превратиться в «либерализатора» или, во всяком случае, гуманиста-самодержца.

Александр вступил на престол в возрасте 36 лет, после смерти отца в феврале 1855 года, в разгар Крымской войны. Война выявила вопиющую отсталость России по сравнению с более передовыми странами, такими как Англия и Франция. Поражения России, наложившие печать окончательной дискредитации на деспотический режим Николая I, спровоцировали среди образованной элиты России общее стремление к радикальным переменам. Именно под влиянием этого широко распространенного побуждения царь приступил к ряду реформ, направленных посредством «модернизации» на то, чтобы привести Россию в соответствие с более развитыми западными странами.

Александр II, фрагмент портрета неизвестного художника, 19 век; в коллекции миссис Мерривезер Пост, Хиллвуд, Вашингтон, округ Колумбия

Предоставлено Хиллвудом, Вашингтон, округ Колумбия

Одной из первых забот нового императора (когда весной 1856 г. в Париже был заключен мир на условиях, которые русская общественность считала жесткими) было улучшение путей сообщения. Россия в то время имела только одну значительную железнодорожную линию, которая соединяла две столицы Санкт-Петербург.Петербург и Москва. На момент вступления Александра на престол было менее 600 миль (965 км) пути; когда он умер в 1881 году, в эксплуатации находилось около 14 000 миль (22 525 км) железных дорог. В России, как и везде, строительство железных дорог, в свою очередь, означало общее оживление экономической жизни в дотоле преимущественно феодально-земледельческом обществе. Развивались акционерные общества, банковские и кредитные учреждения. Было облегчено движение зерна, основной статьи экспорта России.

Тот же эффект был достигнут другой мерой модернизации, отменой крепостного права.Перед лицом ожесточенного противодействия помещичьих интересов Александр II, преодолев природную лень, принял активное личное участие в напряженной законодательной работе, завершившейся 19 февраля 1861 г. Законом об освобождении. Росчерком пера самодержца была дарована личная свобода десяткам миллионов человеческих движимых вещей. Путем затянувшейся выкупной операции они, кроме того, были наделены еще и скромными земельными наделами. Хотя по разным причинам реформа не достигла своей конечной цели — создания экономически жизнеспособного класса крестьян-собственников, ее психологическое воздействие было огромным.Его описывали как «величайшее общественное движение со времен Французской революции», и оно стало важным шагом на пути к освобождению труда в России. Но в то же время она способствовала подрыву и без того пошатнувшихся экономических основ класса российских землевладельцев.

Отмена крепостного права повлекла за собой коренную перестройку некоторых архаичных административных институтов России. Наиболее вопиющие злоупотребления старой судебной системой были устранены судебным статутом 1864 г. Россия впервые получила судебную систему, которая в важных отношениях могла сравниться с судебной системой западных стран (фактически во многих частностях она последовал за Францией).Местное самоуправление, в свою очередь, было преобразовано уставом 1864 г., учреждая выборные местные собрания, известные как земства. Их постепенное внедрение расширило ареал самоуправления, улучшило местное благосостояние (образование, гигиену, медицину, местные ремесла, агрономию), принесло первые лучи просвещения в отсталую русскую деревню. Вскоре земские сельские школы оказали мощную поддержку распространению сельской грамотности. Тем временем Дмитрий Милютин, просвещенный военный министр, проводил обширную серию реформ, затронувших почти все отрасли русской военной организации.Воспитательная роль военной службы подчеркивалась заметным улучшением военно-учебных заведений. Армейский устав 1874 г. впервые ввел воинскую повинность, сделав юношей всех сословий подлежащими военной службе.

Александр II

Александр II, цветная гравюра на дереве XIX века.

© Photos.com/Thinkstock

Лейтмотивом этих реформ — а было много более мелких реформ, затрагивавших различные стороны жизни России, — была модернизация России, ее освобождение от феодализма и принятие западной культуры и технологий.Их целью и результатами были сокращение классовых привилегий, гуманитарный прогресс и экономическое развитие. Более того, Александр с момента своего воцарения установил политическую «оттепель». Были освобождены политзаключенные и разрешено вернуться сибирским ссыльным. Лично терпимый император устранил или смягчил тяжелые недостатки, тяготеющие над религиозными меньшинствами, особенно евреями и сектантами. Были сняты ограничения на выезд за границу. Были отменены варварские средневековые наказания.Суровость русского правления в Польше ослабла. И все же, несмотря на эти меры, было бы неправильно, как это иногда делают, называть Александра II либералом. На самом деле он был твердым сторонником самодержавных начал, искренне убежденный как в своем долге сохранить унаследованную им от Бога самодержавную власть, так и в неготовности России к конституционному или представительному правлению.

Практический опыт только укрепил эти убеждения. Таким образом, ослабление русского владычества в Польше привело к патриотическим уличным демонстрациям, покушениям и, наконец, в 1863 г. к национальному восстанию, которое было подавлено с трудом — и под угрозой интервенции Запада в интересах поляков.Еще более серьезным, с точки зрения царя, было распространение нигилистических учений среди русской молодежи, порождение радикальных листовок, тайных обществ и зачатков революционного движения. Правительство после 1862 года все чаще реагировало репрессивными полицейскими мерами. Кульминация наступила весной 1866 года, когда Дмитрий Каракозов, молодой революционер, попытался убить императора. Александр, храбро державший себя перед лицом большой опасности, спасся почти чудом. Однако эта попытка оставила свой след, завершив его обращение в консерватизм. В течение следующих восьми лет главным министром царя, сохранявшим свое влияние, по крайней мере частично, запугивая своего господина реальными и мнимыми опасностями, был Петр Шувалов, глава тайной полиции.

Период реакции после покушения Каракозова совпал с переломным моментом в личной жизни Александра, началом его связи с княгиней Екатериной Долгорукой, молодой девушкой, к которой страстно привязался стареющий император.Дело, которое было невозможно скрыть, поглощало энергию царя, ослабляя его авторитет как в собственном семейном кругу (его жена, бывшая принцесса Мария Гессен-Дармштадтская, родила ему шестерых сыновей и двух дочерей), так и в Петербурге. Петербургское общество. Кроме того, его чувство вины сделало его уязвимым перед давлением панславянских националистов, которые использовали больную и фанатичную императрицу в качестве своего защитника, когда в 1876 году Сербия была вовлечена в войну с Османской империей. Хотя Александр решительно был мирным человеком, он неохотно стал защитником угнетенных славянских народов и в 1877 году наконец объявил войну Турции.После первоначальных неудач русское оружие в конце концов одержало победу, и в начале 1878 года авангард русских армий расположился лагерем на берегу Мраморного моря. Главной наградой за победу России, серьезно урезанную европейскими державами на Берлинском конгрессе, стала независимость Болгарии от Турции. Соответственно, эта страна до сих пор чествует Александра II среди своих «отцов-основателей» статуей в самом центре своей столицы Софии.

Александр II

Александр II, иллюстрация Джеймса Тиссо для Vanity Fair , октябрь 1869.

© Photos.com/Thinkstock

Сравнительная военная неудача 1877 г., усугубленная сравнительной дипломатической неудачей за столом переговоров, положила начало крупному кризису в Российском государстве. Начиная с 1879 г. возродился революционный терроризм, вскоре сосредоточившийся на личности самого царя. После безуспешных попыток застрелить его, сорвать его поезд и, наконец, взорвать Зимний дворец в самом Петербурге, Александр, проявивший в личной атаке непоколебимое мужество, основанное на фаталистической философии, доверил верховную власть временному диктатору.Министру внутренних дел графу Михаилу Лорис-Меликову было поручено истребить террористическую организацию (называвшую себя Народной Волей) и в то же время успокоить умеренное мнение, отчужденное проводимой с 1866 г. репрессивной политикой. После смерти императрицы в 1880 году царь тайно женился на Екатерине Долгорукой (которая родила ему троих детей) и собирался объявить ее своей супругой. Чтобы сделать этот шаг приемлемым для российской общественности, он намеревался совместить это заявление со скромной уступкой конституционалистским устремлениям.Должны были быть две законодательные комиссии, включающие косвенно избранных представителей. Эта так называемая Конституция Лорис-Меликова, в случае ее реализации, могла бы стать зародышем конституционного развития в России. Но в день, когда после долгих колебаний царь наконец подписал воззвание, объявляющее о его намерениях (1 марта 1881 г.), он был смертельно ранен бомбами в заговоре, спонсируемом Народной Волей.

Можно сказать, что он был великой исторической личностью, не будучи великим человеком, что то, что он делал, было важнее того, чем он был.Его Великие реформы действительно стоят в одном ряду с реформами Петра Великого и Владимира Ленина, но влияние его личности было намного меньше, чем их. Место царя в истории — существенное — почти полностью обусловлено его положением абсолютного правителя огромной империи на критической стадии ее развития.

Ближе к ветру: чего хочет Россия

Другой вектор атаки направлен против скандинавских государств, представляя их как приходящие в упадок, морально гнилые общества, отказавшиеся от традиционных христианских ценностей и фатально ослабленные иммиграцией из неевропейских стран. Примеры включают нападения на финские и норвежские агентства по защите детей, которые время от времени передавали детей неблагополучных российских родителей в приемные семьи или усыновляли.

Эти информационные операции могут относиться к одной стране, но быть нацелены на другую. Запугивания и клевета по поводу защиты детей или преступлений мигрантов в скандинавских странах могут мало повлиять на местное общественное мнение, но более эффективны в других странах: они могут охладить прозападные настроения среди социально-консервативного мнения в странах Балтии, например, спровоцировать анти- Западные настроения в России, или Разжигание культурных войн в США.Например, выдуманная история о Норвегии как рассаднике педофилии была переработана в Латвии, но вызвала широкое презрение.

Могут преследоваться лица, представляющие угрозу для России. Одним из примеров является шведский ученый Мартин Краг, который подвергался постоянным запугиваниям за свои исследования российских операций влияния. Еще одна финская журналистка-расследователь Джессика Аро, которая стала первой западной журналисткой, расследовавшей «фабрику троллей» в Санкт-Петербурге. В 2014 году о ней было сфабриковано множество выдуманных и вводящих в заблуждение историй, ее личная медицинская информация просочилась в сеть, она стала жертвой жестоких розыгрышей и в конечном итоге была вынуждена покинуть Финляндию ради собственной безопасности. Власти Финляндии предприняли шаги, чтобы предотвратить повторение подобного эпизода. Они отмечают трудности, с которыми малые страны сталкиваются в том, чтобы заставить международные платформы социальных сетей серьезно относиться к информационным атакам на языках, отличных от английского.

Эстония, Латвия и Литва, единственные страны в регионе, находившиеся под непосредственным контролем Советского Союза, как успешные демократии, угрожают российскому нарративу о том, что контролируемая политическая система работает лучше, чем либерализм в западном стиле.Поэтому российская пропаганда изображает их независимость как катастрофическую с экономической и демографической точек зрения. Это подрывает основополагающее послание Запада после 1991 года о том, что свободный рынок, демократия и евроатлантическая геополитическая ориентация являются основой процветания, безопасности и счастья. Предполагается, что эти три страны не только неудачники, но и лишены друзей, маргинальны для интересов Запада, неонацисты, паникёры и марионетки американской военной промышленности и других скрытых интересов. Аналогичные российские информационные атаки обвиняли Финляндию в предполагаемых военных преступлениях во время войн с Советским Союзом в 1939-1940 и 1941-1944 годах.

Связанный с этим и особенно изощренный нарратив состоит в том, чтобы высмеивать идею о том, что Россия представляет какую-либо угрозу. Присутствие НАТО и других союзных сил в регионе, а также другие усилия по сотрудничеству в области обороны (например, двусторонние связи Швеции и Финляндии и соглашения с Соединенными Штатами) изображаются как воинственная провокация. С тех пор, как силы расширенного передового присутствия НАТО (eFP) были развернуты в странах Балтии, Россия распространяла слухи и мистификации об их деятельности, такие как ложное утверждение о том, что немецкие солдаты в Литве изнасиловали местную женщину, а также попытки деморализовать иностранные силы. со скрытыми целенаправленными атаками на отдельных лиц, в частности с использованием личных мобильных телефонов. Кроме того, военный блеф и запугивание создают ощущение незащищенности и подчеркивают опасность ядерной эскалации.

Новости образования в Индии: последний экзамен на доску, результаты в прямом эфире, новости о приеме, новости школ и колледжей

19 февраля 2022 г. 18:53:00

Результаты для класса 10 доступны в виде оценочной карточки и будут содержать личные данные кандидатов, номер списка, полученные оценки, общие оценки и квалификационный статус.

19 февраля 2022 г. 19:14:52

Недавно назначенный директор стремится улучшить исследовательскую и инновационную инфраструктуру с помощью преподавателей и студентов, чтобы сделать NIT Rourkela кампусом первого выбора.

19 февраля 2022 г. 19:15:19

Курс был разработан, чтобы привлечь внимание общества к потребностям и проблемам людей с ограниченными возможностями и построить более инклюзивный и доступный мир для всех в соответствии с законами об инвалидности и их соответствующими концепциями.

19 февраля 2022 г. 19:16:09

Пересмотренный график проведения NEET-MDS 2022 и повторного открытия окна онлайн-приложения будут объявлены в ближайшее время на веб-сайте NBEMS.

19 февраля 2022 г. 19:17:05

Детские сады для детей в возрасте от пяти до шести лет будут открыты 6 536 мест, где центры Анганбади расположены в школьных помещениях.

19 февраля 2022 г. 10:53:32

«Школам и другим учебным заведениям должно быть разрешено взимать плату в соответствии с их политикой и договоренностью с учащимися», — постановил коллегия судей И. П. Мукерджи и Моушуми Бхаттачарья.

19 февраля 2022 г. 10:40:57

RUSA — это централизованно спонсируемая схема (CSS) для финансирования государственных университетов и колледжей штата для достижения целей равенства, доступа и превосходства.

19 февраля 2022 г. 10:15:00

Следующий экзамен по программам Executive и Professional пройдет с 1 по 10 июня 2022 г., для чего онлайн-заявка на участие в экзамене вместе с необходимой платой за экзамен должна быть подана с 26 февраля. , 2022.

19 февраля 2022 г. 10:19:55

Экзамены второго семестра для SSC и HSSC начнутся 5 апреля. Учащиеся могут проверить свое расписание на официальном сайте – gbshse.gov.in.

18 февраля 2022 г. 18:23:38

Раджа Чакраборти сказал: «Наши предварительные даты были установлены до объявления дат экзаменов CBSE. Мы не получили подробную программу экзамена CBSE. После его получения мы обязательно примем необходимые меры для удобства студентов нашего штата».

18 февраля 2022 г. 11:39:06

После этого начнутся работы по строительству 325 образцовых школ на уровне кварталов, говорится в официальном сообщении.

18 февраля 2022 г. 18:35:43

Экзамен 2 этапа NTSE был проведен 24 октября 2021 г. в 68 экзаменационных центрах по всей стране. Кандидаты могут проверить свои результаты на официальном сайте — ncert.nic.in.

18 февраля 2022 г. 11:17:33

В то время как учителя общаются со своими учениками на разные темы, неужели им иногда трудно поддерживать тонкий баланс между влиянием и навязыванием собственного мыслительного процесса? Эксперты взвешивают.

18 февраля 2022 г. 18:21:10

«Компетентным органом было принято решение о том, что дата проведения экзамена NEET-MDS в 2022 году может быть отложена на 4-6 недель и предпочтительно примерно в тот же день, что и что для NEET-PG 2022: Министерство здравоохранения и благосостояния семьи», — говорится в сообщении министерства здравоохранения.

18 февраля 2022 г. 9:48:09

Все университеты были проинформированы о том, что они либо получают полное одобрение всех технических курсов, либо могут продолжать обучение без одобрения AICTE.

18 февраля 2022 г. 9:48:21

Желающие принять участие в этой девятимесячной программе могут посетить официальный сайт — www.iimcal.ac.in.

18 февраля 2022 г. 9:48:31

Предварительный результат 2-го тура консультации NEET PG 2021 кандидаты могут проверить на официальном сайте — mcc.nic.in

19 февраля 2022 г. 10:16:32

В поддельном объявлении говорилось, что с 1 апреля начнутся предвыпускные занятия в физическом режиме, перед которым будет предоставлен учебный перерыв с 25 марта до указанной даты, чтобы организация проезда и проживания. Однако университет опроверг утверждения, сделанные в поддельном уведомлении.

18 февраля 2022 г. 9:49:00

Обучение в другой стране может оказаться непосильным с точки зрения финансов. Это может стоить более чем в четыре-пять раз больше, чем студент будет платить, изучая тот же курс в любом индийском университете.

18 февраля 2022 г. 9:50:13

Для учащихся с симптомами гриппа были приняты специальные меры для написания работ в отдельной комнате, сказал чиновник.

18 февраля 2022 г. 9:50:24

Форма онлайн-заявки NEET-PG 2022 обновляется соответствующим образом, и изменения в форме заявки будут отражены до 18 февраля 2022 г. на официальном сайте — natboard.edu.in

18 февраля 2022 г. 9:50:40

Ранее в этом месяце студенческие организации провели акции протеста, требуя вновь открыть кампус. Решение о возобновлении работы учреждений было принято после снижения числа случаев заболевания COVID-19 в столице страны.

18 февраля 2022 г.