Тетрадь по биологии 11 класс повышенный уровень: Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии для 11 класса, Хруцкая Т.В., 2018

Содержание

ГДЗ за 11 класс по Биологии Хруцкая Т.В. рабочая тетрадь

gdz-bot.ru Найти

Навигация по гдз

1 класс Русский язык Математика Английский язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Человек и мир 2 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Технология Человек и мир 3 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка 4 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык Окружающий мир Литература Информатика Музыка Белорусский язык 5 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык История География Биология Обществознание Физика Литература Информатика Музыка Технология ОБЖ Природоведение Естествознание Человек и мир Белорусский язык Украинский язык 6 класс Русский язык Математика Английский язык Немецкий язык История География

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Сборник лабораторных работ по биологии для 11 класса (Предметная линия В.В. Пасечника)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Троицко-Сунгурская средняя школа»

Сборник

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

по биологии

11 класс

(Предметная линия Пасечника В.В.)

Учитель Михайлова Лилия Алексеевна

первой квалификационной категории

с. Троицкий Сунгур

Инструкция

по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии

1. Общие требования охраны труда

1.1. К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении лабораторных и практических работ по биологии возможно воздействие на обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • химические ожоги при работе с химреактивами;

  • термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;

  • порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.

1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. В медицинской аптечке должны быть опись медикаментов и инструкция по оказанию первой помощи при травмах.

1.5. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями химическим пенным и углекислотным.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить преподавателю, который сообщает администрации гимназии. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.

1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.

2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.

2.3. Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Точно выполнять все указания преподавателя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.

3.3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки, а гасить его, накрывая специальным колпачком.

3.4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.

3.7. При использовании растворов кислот и щелочей наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.

3.8. При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).

3.9. Во избежание отравлений и аллергических реакций не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом преподавателю, не убирать самостоятельно разлитые вещества.

4.2. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.3. При получении травмы сообщить об этом преподавателю, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, сдать преподавателю оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

5.2. Отработанные водные растворы реактивов не сливать в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

5.3. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

Лабораторная работа №1

«Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных экземплярах»

Цель работы: изучить морфологический критерий вида на гербарных экземплярах растений.

Оборудование: гербарные экземпляры растений 2 видов одного рода (чина, акация, клевер, горошек).

Ход работы: 1. Рассмотрите гербарные экземпляры растений 2 видов одного рода и заполните таблицу

б) вид на поперечном срезе

в) опушенность

г) ветвление

3

Листья

а) вид (простой, сложный)

б) жилкование

в) опушенность черешка

г) листорасположение

д) край листовой пластинки

е) цвет

4

Цветок, соцветие

а) вид соцветия

б) цвет цветка

в) формула цветка

2. Сделайте общий вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Цель:  научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование:

— информационные источники

комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы:

Задание:

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу: «Приспособленность организмов и её относительность».

Таблица №1 Приспособленность организмов и её относительность

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

Вопросы:

1. В чем заключается относительность приспособленности организмов?

2. Каков механизм образования приспособлений?

hello_html_m4e69dc8e.jpg

Рисунок №1. Приспособления организмов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Составление простейших схем скрещивания»

Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Инструктивная карточка 
1. Вспомнить основные законы наследования признаков.
2. Коллективный разбор задач на моногибридное скрещивание.
3. Самостоятельное решение задач на моногибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.
4. Сделать вывод.
Задачи на моногибридное скрещивание
Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?
Разберем решение этой задачи. Вначале введем обозначения. В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные — строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен — а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в го¬мозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной.
Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания (см. с. 120).
Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену — все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет — а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип — Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип — черного быка. Таким образом, можно записать следующий ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят.
Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.
Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?
Задача № 3. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая — рецессивным.
1. Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку?
2. Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.
Задача № 4. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.
Задача № 5. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?
Задача № 6. Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой — с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

Лабораторная работа №4

«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Цель: провести анализ аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Оборудование: теоретический материал по теме, карточки-задания.

Ход работы.

Задание 1.

Вариант 1. Изучите теоретический материал по теме «Биотехнологии – это…» и заполните таблицу:

вид биотехнологии

цель данного направления

краткий обзор проблемы

Вариант 2. Изучите теоретический материал по теме «Клонирование» и заполните таблицу:

вид биотехнологии

цель данного направления

краткий обзор проблемы

Задание 2. Сделайте выводы об этических проблемах биотехнологии.

Лабораторная работа № 5

«Анализ и оценка различных гипотез происхождение жизни и человека».

Цель работы: Научить студентов делать сравнительный анализ текста и вести диалог.

Оборудование: учебники различных авторов, тетрадь, ручка.

Ход работы: Прочитайте материал по заданной тематики. Запишите основные моменты каждой гипотезы.

Оформление:

1.Гипотезасамозарождение жизни

2. Гипотеза стационарного состояния.

3. Гипотеза  панспермии.

4. Химическая  гипотеза :

5.  Гипотезакреационизма

Примечание: первая колонка не заполнена, а является справочным материалом

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

Цель: Закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости  природных и антропогенных экосистем. Определить основные экологические изменения природы своей местности, составить прогноз возможного состояния окружающей среды в будущем.

Оборудование:

1.информационные источники

2. схемы и рисунки

3. фотографии и видеоматериалы природных и искусственных экосистем

Ход работы

Задание:

1.Выберите определённую территорию в своей местности и оцените экологическое состояние природы по примерному плану:

  1. Название __ Географическое положение.

  2. Общая характеристика природных условий.

  3. Определить влияние природных условий своей местности на материальную, культурную и духовную жизнь населения.

  4. Установите особенности между взаимодействием общества и природы.

  5. Охарактеризуйте основные направления хозяйственного использования территории.

  6. Выявите факторы антропогенного воздействия.

2.Опишите экономическое положение, проанализируйте причины, опишите изменения, и обоснуйте нерациональное природопользование на данной территории.

3.Составьте прогноз возможного состояния природы своей местности, сделав вывод по необходимости рационального использования данного региона.

4.Сравните данные на фотографиях экосистемы и заполните таблицу

Вопросы:

1. Что такое экосистема? Агроценоз?

2. Чем определяется устойчивость экосистемы?

3.В чем проявляется антропогенное воздействие на экосистемы?

4. Что такое пищевые цепи? Какие виды пищевых цепей вам известны?

5. Раскройте сущность понятий: «продуценты», «консументы», «редуценты».

Лабораторная работа №7

«Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы» (например, пшеничного поля).

Цель работы: Закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости природных и антропогенных экосистем.

Оборудование: фотографии и видеоматериалы (продолжительность 2-3 мин.) природных и искусственных экосистем.

Ход работы: Сравните данные экосистемы и заполнить таблицы.

Оформление:

  1. Дать оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы.

 

Природная экосистема

        

Агроэкосистема

Естественный отбор

Искусственный отбор

Действует на экосистему

·         Не действует на экосистему

·         Действие направленно на достижение максимальной продуктивности

·         Действие на экосистему минимально

  1. Сравнительная характеристика природных и агроэкосистем

Характеристика

Природная экосистема

Агроэкосистема

Как поддерживается устойчивость системы

Наличие трех функциональных групп (продуценты, консументы, редуценты)

Наличие пищевых сетей

Наличие трофических уровней

Ярусная струкура

Влияние экологических факторов

Присутствие вида-доминанта

Разнообразие видов

Лабораторная работа №8

«Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания»

Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.

Ход работы:

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

hello_html_3348114.png

  1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

  1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

  2. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Лабораторная работа № 9

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы.

— Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

— Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

— Составьте пищевые цепи в аквариуме.

— Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

падают прямые солнечные лучи;

в аквариуме обитает большое количество рыб.

— Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Лабораторная работа №10

«Решение экологических задач»

Цель работы: Закрепить знания о том, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.

Ход работы:

Задача ( Разбирают вместе с преподавателем) На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

300кг – 10%,

Х – 100%.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

3000кг – 10%

Х – 100%

Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

30 000кг.- 10%

Х =100%

Х = 300 000кг

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Задачи

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

Лабораторная работа №11

«Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

Заполнение учащимися таблиц по вариантам (можно пользоваться учебниками зоологии и общей биологии).

Характеристика археоптерикса

Сделайте выводы

Ответы:

Лабораторная работа № 12

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

глобальных экологических проблем и путей их решения»

Цель: познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности»

  2. Заполнить таблицу:

Экологические проблемы

Причины

Пути решения экологических проблем

Рабочая тетрадь по биологии 10-11 классы (В.Б. Захаров, Т.С. Сухова и др.). Профильный уровень.

10-11-0000

Раздел 1.

Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи.

Глава 2. Возникновение жизни на Земле.

Раздел 2. Учение о клетке.

Глава 3. Химическая организация клетки.

Глава 4. Метаболизм — основа существования живых организмов.

Урок 22. Анаболизм.

Уроки 23,24. Энергетический обмен — катаболизм.

Уроки 25,26. Автотрофный тип обмена веществ.

Глава 5. Строение и функции клеток.

Урок 29. Прокариотическая клетка.

Уроки 30,31. Эукариотическая клетка.

Урок 32. Клеточное ядро.

Урок 33. Деление клетки.

Урок 34. Особенности строения растительной клетки.

Урок 35. Клеточная теория строения организмов.

Урок 36. Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Раздел 3. Размножение и развитие организмов.

Глава 6. Размножение организмов

Урок 38. Бесполое размножение

Урок 39. Половое размножение

Уроки 40, 41. Первое и второе мейотическое деление. Осеменение и оплодотворение.

Глава 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Урок 42. Краткие исторические сведения.

Урок 43. Эмбриональный период развития организма.

Урок 44. Постэмбриональный период развития

Урок 45. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

Урок 46. Развитие организмов и окружающая среда

Раздел 4. Основы генетики и селекции

Глава 8. Основные понятия генетики

Урок 49. Основные понятия генетики.

Глава 9. Закономерности наследования признаков

Урок 50. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

Урок 51. Второй закон Менделя – закон расщепления.

Урок 52. Закон чистоты гамет.

Урок 53. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя – закон независимого наследования.

Урок 54. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.

Урок 55. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Урок 56. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

 

 


ГДЗ по биологии 10-11 класс рабочая тетрадь Сивоглазова

10-11 класс рабочая тетрадь Сивоглазова10-11 класс рабочая тетрадь Сивоглазова

ГДЗ готовые домашние задания рабочей тетради 10-11 класс Агафонова, Сивоглазов, Котелевская к учебнику Сивоглазова, Агафоновой, Захаровой часть 1, 2 ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) учебников и рабочих тетрадей необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн

Выберите номер задания Рабочей тетради

Часть 1

1.1 Краткая история развития биологии

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1.2 Сущность жизни и свойства живого

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1.3 Уровни организации жиаой материи. Методы биологии

1 2 3 8 9 10 11

2.1 История изучения клетки. Клеточная теория

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2.2 Химический состав клетки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

2.3 Неорганические вещества клетки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

2.4 Органические веещства. Общая характеристика. Липиды

1 2 3 4 5 6 7 8

2.5 Органические вещества. Углеводы. Белки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

2.6 Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

2.7 Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды

2 3 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

2.8 Клеточное ядро. Хромосомы

1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12

2.9 Прокариотическая клетка

1 3 4 5 6 7 8 9 10 11

2.10 Реализация наследственной информации в клетке

1 2 3 4 5 7 8 10 11 12 13 14 15 16 17

2.11 Неклеточная форма жизни — вирусы

1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

3.1 Организм — единое целое. Многообразие организмов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

3.2 Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

3.3 Пластический обмен. Фотосинтез

1 2 3 4 5 11 12 13

3.4 Деление клетки. Митоз

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

3.5 Размножение — бесполое и половое

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17

3.6 Образование половых клеток. Мейоз

1 3 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

3.7 Оплодотворение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

3.8 Индивидуальное развитие организмов

1 2 3 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

3.9 Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

1 2 3 4 5 6 9 10 11

3.10 Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель

1 2 3 4 5 6 7 8

3.11 Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

3.12 Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

1 3 4 5 7 8 9 10 11 12

3.13 Хромосомная теория наследственности

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3.14 Современные представления о гене и геноме

1 2 3 4 5 6

3.15 Генетика пола

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3.16 Изменчивость — наследственная и ненаследственная

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 16 17 18 19

3.17 Генетика и здоровье человека

1 2 3 4 5 6 8 10 11 12

3.18 Селекция — основные методы и достижения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

3.19 Биотехнология — достижения и перспективы развития

1 2 3 4 6 7

Тренировочные задания

1 Биология как наука. методы научного познания
2 Клетка
3 Организм

Часть 2

4.1 Развитие биологии в додарвинский период. Работа К. Линнея

1 2 3 4 6 7 8 9

4.2 Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

1 2 3 4 5 6 7 8 9

4.3 Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина

1 2 3 4 6 7 8 9

4.4 Эволюционная теория Чарлза Дарвина

1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13

4.5 Вид — критерии и структура

1 2 3 4 5 6 7 8 9

4.6 Популяция как структурная единица вида

1 2 3 4 5 6 7 8 9

4.7 Популяция как единица эволюции

1 2 3 4 5 6 7 8

4.8 Факторы эволюции

1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 13

4.9 Естественный отбор — главная движущая сила эволюции

1 2 3 4 5 7 8 11 12 13

4.10 Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора
1 2 3 4 5 6 7 8 9

4.11 Видообразование как результат эволюции

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.12 Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

1 2 3 4 5 6 7 9 10 11

4.13 Доказательства эволюции органического мира

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

4.14 Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

1 2 3 4 5 6 8 9 10

4.15 Современные представления о возникновении жизни

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.16 Развитие жизни на Земле

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13 14 15 16

4.17 Гипотезы происхождения человека

1 2 3 4 5 6 7

4.18 Положение человека в системе жтивотного мира

1 2 3 4 5

4.19 Эволюция человека

1 2 3 5 6 7 9 11 12 13 14

4.20 Человеческие расы

1 2 3 4 7

5.1 Организм и среда. Экологические факторы

1 2 4 5 6 9 10 11

5.2 Абиотические факторы среды

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

5.3 Биотические факторы среды

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.4 Структура экосистем

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

5.5 Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

5.6 Причины устойчивости и смены экосистем

1 2 3 4 5 6 7 8 10 11

5.7 Влияние человека на экосистемы

1 2 3 4 5 7 9 10 11

5.8 Биосфера — глобальная экосистема

1 2 3 4 5 6 7 8 9

5.9 Роль живых организмов в биосфере

1 2 5 6 7 8 9 10

5.10 Биосфера и человек

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.11 Основные экологические проблемы современности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

5.12 Пути решения экологических проблем

1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12

Тренировочные задания/span>
1 Вид
2 Экосистема

Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии для 11 класса. Базовый уровень | 10–11 классы | Каталог

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

10-е издание

Автор: Хруцкая Т. В.
Предмет: Биология
Группа: Рабочие тетради
Класс: 11 класс

Издательство «Аверсэв». Обл. мягкая. 48 с. Ф. 60х84 1/16. 2020 г. ISBN ­978-985-19-4302-5

Тетрадь подготовлена в соответствии с учебной программой и учебным пособием «Биология» для 11 класса. Она предназначена для более эффективного выполнения учащимися лабораторных и практических работ. Использование тетради позволит не только сэкономить время на выполнение и оформление той или иной работы, но и сконцентрировать внимание на самых важных ее этапах. Приведенные задания и задачи разного уровня сложности помогут ученикам лучше понять и закрепить материал, а учителю — организовать дифференцированный подход к обучению биологии.

Рецензент:

  • методист высшей категории организационно-аналитического управления Национального института образования Е. В. Борщевская

Методическая разработка по биологии (11 класс): Итоговая контрольная работа по биологии 11 класс

Итоговая аттестационная  работа по биологии 11 классе

Пояснительная записка

 

       Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 11 класса предметного содержания курса биологии.

   

Структура итоговой контрольной работы.

Контрольная работа состоит из 3-х  частей:

 часть 1 (А)   содержит 16 заданий базового уровня сложности с выбором ответа;

 часть 2 (В) включает 3 задания    повышенного  уровня сложности:

                                          – с выбором нескольких верных ответов;

                                          – на соответствие между биологическими объектами;  

                                          – на определение последовательности;

 часть 3 (С) включает 2 задания со свободным развернутым ответом.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части

Количество заданий

Максимальный балл

Тип заданий

Часть А

16

16

Задания с выбором  ответа

базовый  уровень сложности

Часть В

3

6

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

Часть С

2

6

Задания с развернутым ответом

Итого

21

28

Проверяемые умения и виды деятельности.

Задания части 1,2  проверяют существенные элементы содержания курса средней школы,  сформированность у обучающихся научного мировоззрения и биологической компетентности, овладение  разнообразными  видами учебной деятельности:

—        владение биологической терминологией и символикой;

—        знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов;

—        знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;

—        понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;

—        умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности;

—        умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;

—        умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; применять знания в измененной ситуации.

Задания части 3  предусматривают развернутый ответ и направлены на проверку умений:

       —    самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и  объяснять биологические  процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;

       —        применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно- следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

      За верное выполнение каждого задания  1 части  работы обучающийся  получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания первой части работы — 16  баллов.

     За верное выполнение каждого задания 2 части  работы обучающийся  получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания второй части работы — 6  баллов.

     За верное выполнение каждого задания 3 части  работы обучающийся  получает  3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания третьей части работы — 6 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 28 баллов.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка   по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

Менее 14

15-20

21-25

26-28

Время выполнения работы: 45 минут.

Итоговая аттестационная работа по биологии учени___   11  класса _______________________________    ___________

 Вариант 1.

Часть 1.  Выберите только один верный ответ из предложенных ( А1 – А15)

А1. Ископаемые останки организмов изучает: 

1) эмбриология             2) биогеография         3) палеонтология    4) сравнительная анатомия 

А2. Сходство зародышей рыб и земноводных животных на этапах зародышевого развития является доказательством: 

1) биохимическим                                        3) сравнительно-анатомическим

2) палеонтологическим                                4) эмбриологическим

А3. Избыточное количество углеводов в организме приводит к

1) отравлению организма                             3) их превращению в жиры

2) их превращению в белки                          4) расщеплению на более простые вещества

А4. В ходе полового размножения организмов у потомков наблюдается

1) полное воспроизведение родительских признаков и свойств

2) перекомбинация признаков и свойств родительских организмов

3) сохранение численности женских особей

4) преобладание численности мужских особей

А5. Генотип — это 

1) набор генов в половых хромосомах          3) совокупность генов данного организма

2) совокупность генов в одной хромосоме    4) набор генов в Х-хромосоме

А6. Какая изменчивость играет ведущую роль в эволюции живой природы? 

1) цитоплазматическая                                   3) фенотипическая

2) мутационная                                               4) модификационная

А7. Движущая сила эволюции, увеличивающая неоднородность особей в популяции

1) мутационная изменчивость                      3) борьба за существование

2) модификационная изменчивость             4) искусственный отбор

А8.  Появление какого признака у человека относят к атавизмам:

1) аппендикса                                                3) многососковости

         2) шестипалой конечности                              4) дифференциации зубов

 А9. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека 

1) уплощенной грудной клетки                     3) членораздельной речи

2) прямохождения                                         4) S-образных изгибов позвоночника

А10.Определите верную последовательность этапов антропогенеза 

1) древние люди — > древнейшие люди — > современный человек

2) неандерталец — > питекантроп — > синантроп

3) древнейшие люди — > древние люди — > современный человек

4) древнейшие люди — > люди современного типа

А11. К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят

1) межвидовую конкуренцию                        3) понижение плодовитости

2) паразитизм                                                 4) влажность

А12. Назовите тип взаимоотношений лисиц и полёвок в биогеоценозе 

1) конкуренция          2) хозяин-паразит            3) симбиоз          4) хищник-жертва

А13. Укажите пример антропогенного фактора 

1) вымерзание всходов при весенних заморозках

2) уплотнение почвы автомобильным транспортом

3) повреждение культурных растений насекомыми

4) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами

А14. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах приведёт к

1) распространению заболеваний среди травоядных животных

2) увеличению видового разнообразия растений

3) изменению видового состава продуцентов

4) расширению кормовой базы насекомоядных животных

А15. Берёзовая роща — неустойчивый биогеоценоз, так как в нём 

1) малоплодородная почва          2) небольшое разнообразие видов

3) мало света для растений        4) травянистые растения страдают от недостатка влаги

А 16.  К глобальным изменениям в биосфере относят 

1) загрязнение почвы в отдельных регионах отходами сельскохозяйственного производства

2) загрязнение воздуха отходами производства в зоне расположения химического завода

3) уничтожение пожарами лесопарковой зоны города

4) сокращение на планете запасов пресной воды

Часть 2.  Выберите три верных ответа из предложенных вариантов в задании

В1. Результатом эволюции является

1) появление новых засухоустойчивых сортов растений

2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

5) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

6) получение высокопродуктивных бройлерных кур

В2. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда:

               Роль в биосфере                              Группы растений и животных

          продуценты (1)                                       А) прибрежная растительность

          консументы (2)                                       Б)  карп

                                                                           В)  личинки земноводных

                                                                           Г) фитопланктон

                                                                           Д) растения дна

                                                                           Е) большой прудовик

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

В3. Установите правильную последовательность эр в истории Земли.

1) Протерозойская

2) Кайнозойская

3) Архейская

4) Палеозойская

5) Мезозойская

Часть 3.  Задания со свободным ответом 

С 1. Какие функции выполняют углеводы?

С 2. У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая аттестационная работа по биологии учени___   11  класса _______________________________    ___________

Вариант 2.

Часть 1.

Выберите только один верный ответ из предложенных ( А1 – А15)

А1. Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на надорганизменном уровне организации живого.

         1) молекулярная биология                      3) эмбриология

         2) экология                                              4) анатомия

А2. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из             1) зиготы     2) соматической клетки         3) споры             4) цисты

А3. В клетке сосредоточена наследственная информация о признаках организма, поэтому её называют 

          1) структурной единицей живого              3) генетической единицей живого

          2) функциональной единицей живого       4) единицей роста

А4. Большое значение полового размножения для эволюции состоит в том, что

1) при оплодотворении в зиготе могут возникнуть новые комбинации генов

2) дочерний организм является точной копией родительских организмов

3) благодаря процессу митоза из зиготы формируется зародыш

4) развитие нового организма начинается с деления одной клетки

А5. Г. Мендель ввел понятие »наследственный фактор», которое в современной генетике соответствует понятию 

         1) гибрид           2) генотип             3) ген              4) фенотип

А6. Какая изменчивость играет ведущую роль в эволюции живой природы?

1) цитоплазматическая         2) мутационная         3) фенотипическая       4) модификационная

А7. В результате естественного отбора возникает 

   1) мутация гена                                        3) разнообразие организмов

   2) конкуренция особей                            4) борьба за существование

А8. Возрастная структура популяции характеризуется 

1) соотношением женских и мужских особей                      3) численностью особей

2) соотношением молодых и половозрелых особей            4) её плотностью

А9. Остаток третьего века в углу глаза человека — пример 

1) рудимента                                                     3) атавизма

2) аналогичного органа                                   4) гомологичного органа

А10. Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим? 

1) общественный образ жизни                       3) устную и письменную речь

2) естественный отбор                                    4) благоустройство жилища

А11. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует 

1) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях

2) одинаковый набор хромосом, сходство их строения

3) их расселение по всему земному шару

4) их способность преобразовывать окружающую среду

А12. Примером аналогичных органов могут служить

1) крыло летучей мыши и крыло бабочки    3) роговая чешуя ящерицы и панцирь черепахи

2) рука человека и нога лошади                       4) нижняя челюсть человека и собаки

 А13. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, — недостаток 

1) света           2) тепла          3) воды               4) минеральных веществ

 А14. Взаимоотношения божьих коровок и тлей — пример

          1) паразитизма           2) взаимопомощи            3) симбиоза         4) хищничества

 А15. Море как устойчивая экосистема характеризуется

1) периодическими колебаниями количества видов

2) высокой численностью продуцентов

3) высокой численностью консументов

         4) разнообразием и большим количеством видов

 А16. Глобальной экологической проблемой для современного человечества является 

1) загрязнение Мирового океана                      3) акклиматизация растений и животных

2) накопление в почве органических веществ  4) активное расселение людей по планете

Часть 2.

Выберите три верных ответа из предложенных вариантов в заданиях.

В1. Выберите примеры идиоадаптаций.

1) покровительственная окраска животных

2) видоизменения вегетативных органов растений

3) исчезновение пищеварительной системы у червей

4) возникновение эукариотической клетки

5) появление теплокровности у птиц

6) соответствие размеров тела насекомых — опылителей строению цветков

В2. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками

            Факторы среды                                                     Характеристики:

Биотические — (1)                                          А) Постоянство газового состава атмосферы.

Абиотические — (2)                                        Б) Изменение толщины озонового экрана.

                                                                         В) Изменение влажности воздуха.

                                                                         Г) Изменение численности консументов.

                                                                         Д) Изменение численности продуцентов.

                                                                         Е) Увеличение численности паразитов.

  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

В3. Установите последовательность появления в процессе эволюции разных отделов растений.

1) мохообразные

2) голосеменные

3) папоротникообразные

4) покрытосеменные

5) водоросли

Часть 3.  Задания со свободным ответом 

С 1 . Какие функции выполняют белки?

С 2. У человека темный цвет волос  доминирует над светлым цветом , карий цвет глаз – над голубым . Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы на задания. Вариант 1.

Часть 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

4

3

2

3

2

1

3

      3

3

А11

А12

А13

А14

А15

А16

4

4

2

1

2

4

Часть 2.

В1. 2,4, 5

В2.  

В3.

Часть 3.

Задания со свободным ответом.

Ответы на задания. Вариант 2.

Часть 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

2

1

3

1

1

2

3

2

1

2

А11

А12

А13

А14

А15

А16

2

1

1

4

4

1

Часть 2.

В1. 2 3 6        

В2.  

В3.

Часть 3.

Задания со свободным ответом.

Элективный курс по биологии (11 класс) по теме: Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс «Решение задач по генетике»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № __ от ____20__г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_________Вантеева Е.А.

Утверждено

Директор школы

________Ю.А. Ребзон

____________/___________/

 __________ 2013 г.

_____________ 2013 г.

Рабочая программа

элективного курса «Решение задач по генетике»

для 11 класса

Учитель первой квалификационной категории

Красинская Елена Валентиновна

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Решение задач по генетике занимает в биологическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по биологии. В школьной программе по биологии учащиеся знакомятся с решением задач по генетике дважды, в 9 классе в теме «Уровни организации живой природы. Организменный уровень» и в 10 классе, в теме «Организм». В 11 классе, когда некоторые учащиеся начинают готовиться к ЕГЭ по биологии, полученные навыки решения задач бывают частично, а иногда и полностью утрачены. Кроме этого, изучение данного курса может быть полезно и тем ученикам, которые не сдают ЕГЭ по биологии, т.к. такие навыки, как глубокий аналитический подход и умение выстраивать алгоритм решения могут быть задействованы не только при решении задач по генетике, но и при решении задач по другим предметам.

Целью элективного курса «Решение задач по генетике» является развитие умений у обучающихся анализировать содержание задачи, выстраивать алгоритм решения, развитие общих интеллектуальных умений, а именно: логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание обучающимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности обучающихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение обучающихся. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данная программа предназначена для обучающихся 11 класса, рассчитана на 34 часа. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения задач разных типов и позволит осуществить целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по биологии.

Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развивать это умение можно только одним путем — постоянно, систематически решая задачи.

Продолжительность курса — 1 год. Форма занятий урочная, включает в себя индивидуальную и групповую работы. Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения. Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками.

Каждый раздел программы заканчивается заданиями контролирующего характера, на котором учащиеся смогут проверить свои силы, самореализоваться и самоутвердиться при выполнении заданий.

Содержание рабочей программы элективного курса

«Решение задач по генетике» для 11 класса

Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах полной средней школы тема «Организм», в рамках которой учащиеся решают задачи по генетике, изучается во втором полугодии 10 класса, в то же время часть заданий ЕГЭ по биологии содержит задачи по генетике. Кроме этого умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках биологии, но и при решении задач по математике, физике, химии.

Учебно-тематическое планирование элективного курса

«Решение задач по генетике» для 11 класса

№ п/п

Тема

Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

Уроки

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

1

Решение и оформление генетических задач

2

Учащиеся должны знать: условные обозначения, применяемые при решении задач по генетике

Учащиеся должны уметь: 

оформлять решение задачи

2

Моногибридное скрещивание

6

Учащиеся должны знать: формулировку первого и второго законов Менделя, понятия генотип, фенотип, доминантность, рецессивность, расщепление

Учащиеся должны уметь: 

решать задачи, иллюстрирующие первый и второй законы Менделя.

3

Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм

3

Учащиеся должны знать:

Неполное доминирование и кодоминирование

Учащиеся должны уметь: 

решать задачи на неполное доминирование

4

Независимое наследование

8

Учащиеся должны знать: третий закон Менделя Учащиеся должны уметь: логически рассуждать и формулировать выводы, решать задачи на дигибридное скрещивание

5

Взаимодействие неаллельных генов

3

Учащиеся должны знать:

понятия комплементарность, эпистаз

Учащиеся должны уметь: 

решать задачи иллюстрирующие взаимодействие неаллельных генов

6

Сцепленное наследование

6

Учащиеся должны знать:

понятия сцепленное наследование, кроссинговер

Учащиеся должны уметь: 

решать задачи иллюстрирующие сцепленное наследование

7

Наследование генов, локализованных в половых хромосомах

6

Учащиеся должны уметь: 

решать задачи иллюстрирующие наследование сцепленное с полом

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Решение задач по генетике» для 11 класса

Календарно-тематическое планирование  является приложением к авторской программе элективного курса «Решение задач по генетике» для обучающихся 11 класса.

34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения


урока

п/п


темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

1.

Решение и оформление генетических задач

1.

1.

Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач

1.09-7.09

сентябрь

т.8 Индивидуальные наборы хромосом

2.

2.

 Оформление задач по генетике

08.09-14.09

сентябрь

2.

Моногибридное скрещивание

3.

1.

Задачи, иллюстрирующие первый закон Менделя

15.09-21.09

сентябрь

т.5 Моногибридное наследование

4.

2.

Задачи, иллюстрирующие второй закон Менделя

22.09-28.09

сентябрь

5.

3.

Выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков

29.09-5.10

октябрь

6.

4.

Выяснение генотипов родителей по расщеплению в потомстве

06.10-12.10

октябрь

7.

5.

Определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками

13.10-19.10

октябрь

8.

6.

Определение доминантности или рецессивности признака

20.10-26.10

октябрь

3.

Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм

9.

1.

Неполное доминирование и кодоминирование

27.10-02.11

ноябрь

т.13 Множественные аллели. Наследственность, сцепленная с полом гемофилия

10

2.

Наследование по типу множественных аллелей

10.11-16.11

ноябрь

т.10 Взаимодействие генов. Множественные аллели

11.

3.

Наследование других признаков, осуществляющееся по типу множественных аллелей

17.11-23.11

ноябрь

4.

Независимое наследование

12.

1.

Дигибридное скрещивание

24.11-30.11

ноябрь

т.2 Дигибридное скрещивание т.15 Дигибридное скрещивание

13.

2.

Задачи, иллюстрирующие закон независимого наследования

01.12-07.12

декабрь

14.

3.

Выяснение генотипов особей

08.12-14.12

Декабрь

15.

4.

Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве

15.12-21.12

декабрь

16.

5.

Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками

22.12-28.12

декабрь

17.

6.

Выяснение доминантности или рецессивности признаков

13.01-19.01

январь

18.

7.

Независимое наследование при неполном доминировании

20.01-26.01

январь

19.

8.

Полигибридное скрещивание

27.01-02.02

февраль

5.

Взаимодействие неаллельных генов

20.

1.

Комплементарность

03.02-09.02

Февраль

21.

2.

Полимерное действие генов

10.02-16.02

февраль

22.

3.

Эпистаз

17.02-23.02

февраль

6.

Сцепленное наследование

23.

1.

Полное сцепление

24.02-02.03

март

т.1. Сцепленное наследование. Генетическая рекомбинация при сцеплении

24.

2.

Определение типов гамет

03.03-09.03

март

25.

3.

Выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками

10.03-16.03

март

26.

4.

Неполное сцепление

04.04-10.04

апрель

27.

5.

 Составление схем кроссинговера

11.04-17.04

Апрель

28.

6.

Определение типа наследования (сцепленное или независимое) и расстояния между генами

18.04-24.04

апрель

7.

Наследование генов, локализованных в половых хромосомах

29.

1.

Наследование генов, локализованных в Х-хромосоме

25.04-01.05

апрель

т.11 Доминантное и рецессивное наследование у человека. Генный баланс пола

т.19 Хромосомное определение пола

30.

2.

Наследование генов, сцепленных с Y-хромосомой

02.05-08.05

май

т.18 Нерасхождение х – хромосом. Мутации

31.

3.

Кодоминантные гены, локализованные в Х-хромосоме

09.05-15.05

май

т.13 Множественные аллели. Наследственность, сцепленная с полом гемофилия

32.

4.

Наследование двух признаков, сцепленных с полом

16.05-22.05

Май.

33.

5.

Одновременное наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах

23.05-29.05

Май

34.

6.

Наследование, зависимое от пола

23.05-29.05

Май

Перечень учебно-методического обеспечения

Таблицы

Общая биология. Генетика.

  1. Сцепленное наследование. Генетическая рекомбинация при сцеплении
  2. Дигибридное скрещивание (15). Строение ДНК
  3. Мутационная изменчивость растений
  4. Мутационная изменчивость животных
  5. Моногибридное наследование
  6. Генетический код. Гаметогенез
  7. Выведение украинской степной белой свиньи
  8. Индивидуальные наборы хромосом
  9. Полиплоидия у растений
  10. 11.Взаимодействие генов. Множественные аллели
  11. .Доминантное и рецессивное наследование у человека. Генный баланс пола
  12. Типы хромосом. Генетические и цитологические карты хромосом
  13. .Множественные аллели. Наследственность, сцепленная с полом гемофилия
  14. Мутации дрезофиллы. Доминирование
  15. Дигибридное скрещивание
  16. Полиплоидия (9). Митоз
  17. Генотип и среда. Полиплоидия
  18. Нерасхождение х – хромосом. Мутации
  19. Хромосомное определение пола

Литература:

  1. Биология для поступающих в ВУЗы/под ред. В.Н.Ярыгина. М., Высшая школа, 1997.
  2. Гершензон С.М. Основы современной генетики. М. Наука, 1983.
  3. Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3.М.:Мир 1993.
  4. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М., Колос. 1980.
  5. Киселёва З.С. Мягкова А.Н. Генетика. М. Просвещение. 1983.
  6. Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей». 1998.
  7. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике. М., Просвещение, 1979.
  8. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углублённым изучением биологии/под ред. А.О. Рувинского. М. Просвещение. 1993.
  9. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2009

Заметки по биологии класса 11 Скачать PDF

Важность заметок и концепций по биологии класса 11

Создание заметок о редакции для класса 11 поможет вам интерпретировать все, что вы читаете, своими словами, чтобы вы поняли концепции класса 11 лучше. Были времена, когда ученики 11-го класса читали всю страницу безучастно, даже не понимая ни единого слова, но если вы сделаете заметок для 11-го стандарта , тогда ваш мозг попытается выжать смысл из каждого написанного вами предложения, что очень много. полезно для студентов.В примечаниях к редакции всегда фиксируется вся информация, которую вы узнали. Эти заметки во время экзамена будут действовать как готовые рекомендации для рассмотрения. Этот метод не только помогает сэкономить энергию и время учащихся во время экзамена 11 класса, но также помогает им вспомнить все, что они изучали, за меньшее время. Заметки о пересмотре для класса 11 также помогли студентам запомнить то, что они изучали, потому что они могли прочитать каждое предложение строка за строкой и подготовить заметки.

Преимущества Заметки по биологии 11 класса

a) Поможет вам своевременно пересмотреть все важные концепции перед школьными экзаменами 11 класса

b) Краткие заметки по каждой главе, данной в последнем классе 11 книги по биологии помогут выучить и повторить все основные концепции прямо у дверей экзаменационного зала.

c) Примечания, предоставленные Studiestoday.com, были подготовлены специально для студентов, сдающих экзамен Class 11 2020, чтобы они могли получить лучший результат на предстоящем экзамене Class 11

d) Вы почувствуете себя комфортно, потому что пересмотрели все важные темы Биология , и вам не придется носить с собой всю книгу на экзамене

д) Загрузите все заметки в формате PDF для Биология , класс 11 и будьте уверены, что вы охватили все

Приведенные выше примечания помогут вам преуспеть на экзаменах .Вы всегда должны пересматривать концепции и заметки по биологии 11 класса перед экзаменами, они помогут вам подвести итоги всех важных тем, и вы сможете получить более высокие оценки. Вы также можете щелкнуть ниже, чтобы загрузить решенные последние образцы работ, контрольные работы за прошлый год (за последние 10 лет) в формате pdf для печати, имитирующие онлайн-тесты, последние книги для класса 11, основанные на учебной программе и руководящих принципах, выпущенных CBSE NCERT KVS. Учебный материал подготовлен опытными преподавателями ведущих школ и институтов Индии и доступен для бесплатного скачивания в формате pdf.

.

Примечания к исследованию биологии для 11 и 12 классов по IGCSE

В этой статье вы можете найти IGCSE для 11 и 12 классов биологии . Вы получите доступ к заметкам об изучении биологии, советам по учебе и советам по пересмотру. Вы можете бесплатно скачать все вопросы в формате PDF.

Примечания к исследованию биологии 11 и 12 классов по IGCSE

Биология 11 и 12 классов IGCSE — Темы

Здесь мы предоставили заметки по изучению следующих тем по биологии 11 и 12 классов IGCSE

  • Основные принципы биологии
  • Генная и генная инженерия
  • Контроль энергии и непрерывность
  • Окружающая среда
  • Микробы и болезни
  • Практические заметки по биологии

Если вам необходимо Если вы хотите получить дополнительную информацию о Примечаниях к изучению биологии 11 и 12 классов IGCSE, не стесняйтесь писать нам в разделе комментариев, приведенном ниже.

Если вам нравятся эти учебные заметки IGCSE Grade 11 и Grade 12, скажите Спасибо !!!

Найдите лучшего репетитора на сайте Vagupu. Забронируйте первую бесплатную сессию прямо сейчас .

IGCSE 11 и 12 классы Биология Примечания к исследованию
Предыдущая статьяЧто НЕ ДОЛЖНО ДЕЛАТЬ во время экзаменов в классе 12Следующая статья10 вещей, которые НЕ следует делать в классе 10 | Серьезно, даже не пытайся.

SBI3U Online — 11 класс биологии (университет)

Хотя наши физические двери временно закрыты, умы наших студентов остаются открытыми. Летние классы продолжают встречаться по своему обычному ежедневному графику в виртуальных классах с очными инструкциями и взаимодействием со сверстниками. Модель Blyth Academy, предусматривающая небольшие классы, гибкое расписание и индивидуальный подход, позволила нам оставаться верными нашим стандартам. Наша приверженность постоянному и значимому общению между школой, учителями, учениками и семьями сыграла решающую роль в этих усилиях.

Хотя наши студенты перешли на летний режим и ограничения на COVID-19 начали ослабевать, мы с нетерпением ждем того, что сентябрь принесет нашим кампусам и семьям.
Мы хотим внести ясность — наши предпочтения и наш приоритет — вернуть студентов в наши кампусы, но мы должны сделать это безопасным и эффективным способом. Пока мы ждем официальных указаний от общественного здравоохранения и Министерства образования, целевая группа по «возвращению в школу» усердно работала над созданием конкретных оперативных планов для всех возможных сценариев.Это включает полное возвращение в кампус с гарантиями, смешанную модель виртуального обучения и обучения в кампусе, а также продолжение полностью виртуальных классов. Все сценарии обеспечат надежное обучение и ежедневное живое обучение и взаимодействие с учителями и сверстниками.
Имея десять кампусов в Онтарио, мы понимаем, что каждая из наших школ — это уникальное пространство и сообщество. Мы будем внедрять комплексные меры по мытью рук, уборке помещений и меры социального дистанцирования. Каждая школа также подготовлена ​​к индивидуальному изменению на основе указаний местных органов здравоохранения и для наилучшего обслуживания учащихся и их семей.
Наш недавний опрос показал, что более 80 процентов Блит Академии семьи стремятся вернуться в кампусах, и мы усердно работали, чтобы подготовиться к этому дню. По мере прояснения сентябрьского сценария и получения дополнительной информации мы продолжим общение.

.

ЗАПИСЬ СОДЕРЖАНИЕ Биология Миссис Тейлор. Страница № Название «НАЧАЛО НОУТБУКА» Уровень 1 ПРОПУСК ДЛЯ РЕСТОРАНА 2 Учебный план 3 Персональный щит 4 Пакет почета (с отличием.

)

Презентация на тему: «СОДЕРЖАНИЕ НОУТБУКА Биология, г-жа Тейлор. Страница № Название« НАЧАЛО НОУТБУКА »1 класс РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ПРОХОД 2Syllabus 3Personal Shield 4Honors Packet (Honors.» — стенограмма презентации:

1 ЗАПИСЬ СОДЕРЖАНИЕ Биология Mrs.Тейлор NOTEBOOK TABLE OF CONTENTS Biology Mrs. Taylor

2 Страница № Заголовок «НАЧАЛО НОУТБУКА» Уровень 1 ПРОПУСК ДЛЯ РЕСТОРАНА 2 Учебный план 3 Персональный щит 4 Пакет почета (ТОЛЬКО с отличием) Page #Title BEGINNING OF NOTEBOOK Grade 1RESTROOM PASS 2Syllabus 3Personal Shield 4Honors Packet (Honors ONLY)

3 Страница # Заголовок ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ / БЛОК 1 1 Содержание 2 Словарь 3 Начало (2 страницы) 4 Примечания к научному методу 5 Головоломка с научным методом 6 Характеристики жизненного цикла 7 Характеристики складного устройства 8Глава 1 Схема 9 Рабочий лист по безопасности лаборатории 10 Примечания к лабораторному оборудованию 11 Примечания к микроскопу 12 Рабочий стол к микроскопу.1 Что такое биология? Рабочий лист Page #Title INTRO TO BIOLOGY/UNIT 1 1Table of Contents 2Vocabulary 3Starters (2 Pages) 4Scientific Method Notes 5Scientific Method Puzzle 6Characteristics of Life Notes 7Characteristics of Life Foldable 8Chapter 1 Outline 9Lab Safety Worksheet 10Lab Equipment Notes 11Microscope Notes 12Microscope Mania Worksheet 13Ch.

4 Страница № Название Экология / Раздел 2 1 Содержание 2 Словарь 3Введение 4 Введение в Экологию Рабочий лист 5 Что такое экология? Уровни организации (примечания) 62.1 Руководство для чтения 7Уровни организационного рисунка (рис. 2.4, стр. 40) 8 Энергетический поток в экосистеме (примечания) 9 Раздаточный материал по продовольственной цепочке и продовольственной сети 10 Рабочий лист пищевой цепи и продовольственной сети 11 Экологическая пирамида (Примечания) 12 Понимание чертежей пирамид & Вопросы (рис.2.14, 2.15, 2.16 Стр. 52) 133D Экологическая пирамида и вопросы 14 Взаимосвязь символов (Примечания) 15 Рисунки взаимосвязей

5 Страница № Заголовок Экология / Раздел 2 16Циклы природы (Примечания) 17Понимание рисунков и вопросов циклов (Рис. 2.17, стр. 53) (Рис. 2.18, стр. 55) (Рис. 2.19, стр. 56) 18 Заметки по экологии населения 19 Обзор логистики и экспоненциального роста 20 Рабочий лист хищничества или голодания оленей 21Заметки об экологической преемственности 22Показания словаря 23Заметки о воздействии на человека 24Поведение животных и растений и заметки по адаптации 25Обзорный лист по экологии 26Руководство по изучению 27 Рисунки ксилемы и флоэмы (рис.23.16 Стр. 617) 28 Классический чертеж кондиционирования (Рис. 33.14, стр. 871) 29 Рабочий лист экологического отражения Page #Title Ecology/Unit 2 16Cycles of Nature (Notes) 17Understanding Cycles Drawings & Questions (Fig.

6 Страница № Название Биохимия / Раздел 3 1 Содержание 2 Словарь 3 Начало 4 Введение в биохимию Примечания 56.3 Руководство по чтению 6 Рабочий лист 7 Органические молекулы (углеводы и липиды) Примечания 8 Словарный запас 9 Органические молекулы и тестируемые молекулы (проточные белки) 10 Молекулы органических соединений (проточные белки) и нуклеиновые кислоты Показатель 12 Фермент Примечания 13 Рисунок фермента (Рис.6.23 Стр. 162) Рисунок, цвет, этикетка и описания 14 Раздаточный материал для обзора ферментов 15 Таблица сравнения макромолекул 16 Руководство по изучению Page #Title Biochemistry/Unit 3 1Table of Contents 2Vocabulary 3Starters 4Intro to Biochemistry Notes 56.3 Reading Guide 6Organic Molecules Worksheet 7Organic Molecules (Carbs and Lipids) Notes 8Vocabulary Illustration 9Organic Molecules (Proteins and Nucleic Acids) Notes 10Organic Molecules Flow Chart 11Color that Biomolecule and Test Indicator 12Enzyme Notes 13Enzyme Drawing (Fig.

7 Страница № Название Клетки / Единица 4 1 Содержание 2 Словарь 3 Начальные 4 Введение в клетки и примечания к прокариотам и эукариотам 5 Рисунки и вопросы прокариот и эукариот 6Ch. 7 Управляемый план 7 Лист с иллюстрациями Vocab 8 Примечания к деталям и функциям клеток 9 Дайте мне 5 10 Загадки об органеллах клеток 11 Примечания к специализированным клеткам 12 Примечания к стволовым клеткам 13 Рисунки и вопросы парамеций 14 Рисунки и вопросы амебы 15 Рисунки и вопросы Эуглены 16 Рабочий лист по специальным клеткам Page #Title Cells/ Unit 4 1Table of Contents 2Vocabulary 3Starters 4Intro to Cells & Prokaryote and Eukaryote Notes 5Prokaryote & Eukaryote Drawings & Questions 6Ch.

8 Страница №Title Cells / Unit 4 17 Лист для окраски растений и животных 18 Диаграмма Венна для растений и животных 19 Лист для окраски прокариот 20 Гизмо 21 «Сотовый» телефон 22 Руководство по изучению Page #Title Cells/ Unit 4 17Plant and Animal Coloring Sheet 18Plant & Animal Venn Diagram 19Prokaryote Coloring Sheet 20Gizmo 21 Cell Phone 22Study Guide

9 Страница № Название Клеточные процессы / Единица 5 1 Содержание 2 Словарь 3 Стартеры 4 Лист с иллюстрациями словаря 5 Примечания к одноклеточным организмам 6 Лист раскраски Профист 7 Примечания к плазматической мембране 87.2 Руководство по чтению плазменной мембраны 9 Чертеж плазменной мембраны 10 Примечания к решениям 11 Чертежи решений 12 Чертежи осмоса 13 Примечания к пассивному и активному переносу 14 Рисунки и вопросы по пассивному и активному переносу 15 Примечания к фотосинтезу Page #Title Cellular Processes/ Unit 5 1Table of Contents 2Vocabulary 3Starters 4Vocab Illustration Sheet 5Unicellular Organisms Notes 6Protist Coloring Sheet 7Plasma Membrane Notes 87.2 Plasma Membrane Reading Guide 9Plasma Membrane Drawing 10Solutions Notes 11Solutions Drawings 12Osmosis Drawings 13Passive & Active Transport Notes 14Passive & Active Transport Drawings & Questions 15Photosynthesis Notes

10 Страница № Название Клеточные процессы / Блок 5 16 Рабочий лист фотосинтеза 17 Примечания к клеточному дыханию 18 Сравнительная таблица хлоропластов и митохондрий 19 Рабочий лист по хлоропластам и митохондриям 20 Примечания к клеточному циклу и митозу 21 Рисунки и вопросы по митозу 22 Рабочий лист и вопросы клеточного цикла и хромосомного цикла 23 Чертежи и вопросы клеточного цикла и хромосомного цикла Page #Title Cellular Processes/ Unit 5 16Photosynthesis Worksheet 17Cellular Respiration Notes 18Chloroplast/Mitochondria Comparison Chart & Diagram 19Chloroplast & Mitochondria Worksheet 20Cell Cycle & Mitosis Notes 21Mitosis Drawings & Questions 22Cell Cycle & Chromosomes Drawings & Questions 23Cell Cycle & Mitosis Worksheet 24Study Guide

11 Страница № Название ДНК / Раздел 6 1 Содержание 2 Словарь 3 Начальные 4 Лист с иллюстрацией слов 5 Структура ДНК Примечания 6Ch.11 Руководство для чтения 7 Примечания к ДНК и РНК 8 Складная конструкция ДНК и РНК 9 Рисунки и вопросы нуклеотидов 10 Структура ДНК 11 Примечания к транскрипции и репликации ДНК 12 Примечания к переводу 13 Раздаточная таблица кодонов 14 Рабочий лист транскрипции и перевода 15 Складная конструкция ДНК и синтеза белков

12 Страница № Название ДНК / Блок 6 16 Кроссворд по ДНК и генам 17 Заметки о мутациях 18 Раздаточный материал по отпечаткам ДНК 19 Заметки по технологиям ДНК 20 Рабочий лист по аминокислотам 21 Тест по ДНК и синтезу белка 22Найти кого-то, кто… ДНК 23Руководство по изучению синтеза ДНК, РНК и белков 24 Лаборатория по извлечению ДНК 25 Рабочий лист ДНК 26 Двойная головоломка ДНК 27 Рабочий лист по РНК 28 Руководство по блоку ДНК ВСЕ СТЕПЕННЫЕ РАБОТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В КОНЦЕ ЭТАПА. Page #Title DNA/ Unit 6 16DNA & Genes Crossword 17Mutation Notes 18DNA Fingerprinting Handout 19DNA Technology Notes 20Amino Acid Worksheet 21DNA & Protein Synthesis Quiz 22Find Someone Who…DNA 23DNA, RNA & Protein Synthesis Study Guide 24DNA Extraction Lab 25DNA Worksheet 26DNA Double Puzzle 27DNA & RNA Worksheet 28DNA Unit Study Guide ALL GRADED WORK SHOULD BE AT THE END OF THE UNIT

.