Райки

АЙКИ
Деревня Райки расположена на Стромынской дороге, на берегу Клязьмы, недалеко от Биокомбината и посёлка Свердловского, в очень живописных местах. Недаром существует легенда, объясняющая, почему селение, называющееся когда-то Иванковом, получило другое имя. Будто бы императрица Екатерина II Великая, однажды приехав сюда, с восторгом воскликнула: «Райское место!».

Сельцо Райково (Райки) в 1811 году принадлежало кригс-комиссару Петру Ивановичу Давыдову и Александру Михайловичу Давыдову. Числились там всего 3 двора и 33 крестьянина. В 1852 году им владел Аггей Абаза, крупный помещик и сахарозаводчик, правнук Ильи Андреевича Абазы, молдавского боярина, принявшего русское подданство в 1711 году вместе с господарем Валахии Дмитрием Кантемиром. После отмены крепостного права эту усадьбу вместе с гребневской купили купцы Кондрашёвы из Фрязина. С 1890 года – это дачная местность при сельце Райках в усадьбе.

на главную

Спасское-Каблуково
(церковью во имя Спаса Нерукотворного Образа)

ПАССКОЕ-КАБЛУКОВО
В трёх километрах от деревни Воря-Богородское, ниже по течению реки Вори, при впадении в неё Лашутки, расположено старинное село Каблуково с церковью Спаса Нерукотворенного Образа. Впервые село упоминается в меновой и жалованной грамоте Великого князя Дмитрия Донского около 1380-1382 гг. под названием «деревня Облава на Каблукове».

В XX веке около села Каблуково были проведены раскопки селищных курганов XIV-ХVII веков, и обнаруженная в них древнерусская гончарная керамика с линейным и волнистым орнаментами связывается с остатками средневекового села Каблуково.

Вначале сельцо называлось Клементьево. Когда построили там церковь, то по храму оно стало называться Спасским. В XV веке селом стали владеть служилые люди Топорковы, один из которых, Фёдор Топорков, в середине XV века прославился тем, что в своей вотчине строил монастырёк «Святый Илья на Воре». Как известно, монахи в быту выделялись от остальных людей тем, что носили своеобразный головной убор – «клобук». Фёдор Топорков и получил тогда прозвище «Клобук». В документах того времени он так и значился: Федор Клобук Топорков. И село его стало называться Спасское, Клобуково тож, а иногда просто Клобуково. Затем Клобук стало уже фамилией. Клобуковых было много. Служили они ратниками, дьяками, судьями при московских князьях. Владельцы села менялись, название оставалось. В XIX веке село называлось проще и понятнее для простого русского люда – Каблуково.

А старожилы рассказывают другую версию. Будто мимо ехал большой монастырский начальник, и кони вдруг понесли. Ветром с головы святого отца сдуло клобук, который в селе так и остался.

В 1570 г. село Каблуково территориально входило в Шеренский и Отъезжий станы Московского уезда. По историческим источникам 1586 года, оно называлось «сельцо Клементьево, на реке Воре, старая вотчина Григория Ивановича Клобукова». Сам Фёдор Топорков и его родственники имели в ХV-XVI вв. несколько вотчин в бассейне реки Вори, где до настоящего времени сохранились селения Клобуково Спасское (теперь Каблуково), Сукманиха и Топорково. В дальнейшем фамилия Клобукова перешла в название села, что являлось традицией в древние и средние века.

В 1646 году в селе имелось всего 2 крестьянских двора с тремя жителями, и двор вотчинников с пятью жителями.

Село в разное время принадлежало разным владельцам, и были среди них лица, известные на всю Россию. В 1746 году сестра Ивана Алексеевича Дашкова – Ирина Алексеевна (из родни первого президента Российской академии наук княгини Е.Р. Дашковой) продала село владельцу калужского полотняного завода, коллежскому асессору Афанасию Абрамовичу Гончарову – прапрадеду Натальи Николаевны Гончаровой, будущей жены А.С. Пушкина. Дворов в то время в селе было 17, жителей – 19 человек, которые занимались прядением льна и шерсти, ткали холсты (все предыдущие десятилетия население Каблукова занималось в основном землепашеством). Со 2-ой половины XVIII века жители начали осваивать новый вид кустарного производства – надомное ткачество.

С начала XIX века Каблуково вместе с другими, соседними, сёлами было включено в состав Богородского уезда. Тогда в селе уже широко было развито ткачество, и ткали не только в своих домах, но и на двух фабриках. Селом в те годы владел коллежский секретарь Дорошевич Семен Иванович. В селе было 18 дворов, в которых проживало 186 жителей. Стояла действующая церковь.

Село Спасское-Каблуково известно своей церковью во имя Спаса Нерукотворного Образа. Первое упоминание об этой церкви относится к 1702 г., когда на месте сгоревшей церкви с таким же названием владелец половины села, Алексей Иванович Дашков начал строить новую деревянную церковь. Но через 2 года и эта церковь сгорела, а на её месте построена уже 3-я по счёту. 28 марта 1710 г. в новопостроенную церковь под расписку священника Романа Васильева был выдан антиминс (вместопрестольник, освящённый плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа, который кладётся на церковный престол при свершении святой евхаристии – таинства святого причащения). Отец Роман прослужил в этом храме до 1722 года.

Новый вотчинник Афанасий Абрамович Гончаров заложил в 1780 году 4-ю, на этот раз каменную, богатую по тем временам, церковь того же наименования. Достроить церковь он не успел – в 1784 году скоропостижно скончался. Завершение строительных работ и освящение церкви проходило при новом владельце села – его сыне Николае Афанасьевиче в 1785 году.

28 мая 1823 г. внук Афанасия Абрамовича, Афанасий Николаевич, дед Натальи Николаевны Гончаровой, пишет челобитную архиепископу Дмитровскому и архимандриту Афанасию, в которой сообщает, что «…в вотчине моей в селе Клобукове имеется церковь каменная во имя Спаса Нерукотворенного Образа, кровля на ней деревянная в крайней ветхости... прошу вашего дозволения покрыть ее железом с прикрасою, ветхость чтоб исправить, побелить с обеих сторон. Крыльцы и куполы переслать, притом два окна пробить для виду необходимости, на мой кошт».

Дозволение было получено 5 июня того же года за № 2208 с подписью архимандрита Геннадия и секретаря Саввы Смирнова. В том же году начались ремонтные работы, которые были закончены к концу следующего года. Церковной земли тогда было в селе 33 десятины. Причту принадлежало три двора и три деревянных дома.

Церковь действовала до 1930-х годов, затем была закрыта, также как тысячи церквей по всей России того времени.

Осталось описание этого xpaмa: «…построена из кирпича в 1765 году в запоздалых для своего времени формах барокко. Храм типа «восьмерик на четверике» до расширения его в конце XIX века имел выраженную продольно-осевую композицию. Алтарному выступу отвечал равновеликий западный притвор, вплотную к которому поставлена двухъярусная колокольня с резонатором звука. При расширении здания в стенах четверика и притвора пробиты широкие арочные проемы, уничтожившие их архитектурную обработку...».

на главную

Троицкое

РОИЦКОЕ
В 1781 году сельцо Троицкое, которое находится недалеко от нынешней деревни Ивашево в западной части Ногинского района, на берегу маленькой речушки Ратманки, входило во владения екатерининского вельможи генерал-майора Гавриила Ильича Бибикова.

Как свидетельствует летопись 1742 года, Троицкое принадлежало когда-то мелкопоместному дворянину Г.В. Клюеву. Здесь был выстроен двухэтажный господский дом с надворными постройками, заложен большой сад и парк с двумя великолепными аллеями – дубовой и липовой. Сельцо насчитывало восемь крестьянских дворов, крепостные крестьяне обслуживали поместье. Во владении господ было 405 десятин земли.

Генерал Бибиков купил это имение у детей помещика Клюева, он приобрел также соседние деревни Тимохово, Силино, Алексеевку и другие и расширил свои владения до 3000 десятин.

Замечательным творением той эпохи была в усадебном ансамбле зимняя каменная церковь в честь Святой Троицы. Её воздвигнул славный русский зодчий Иван Иванович Ветер (И.И. Ветер в 1786-1793 гг. построил в бибиковской усадьбе Гребнево летний каменный храм в классическом стиле).

В селе Троицкое огромное каменное здание в стиле раннего классицизма поражает своими архитектурными формами с библейской символикой. Входной портал Троицкой церкви поддерживается шестью круглыми колоннами, заканчивающимися вверх коринфскими капителями. Восточная алтарная полукруглая часть здания храма выполнена как галерея. Портик поддерживается одиннадцатью круглыми колоннами также с греческими капителями. Верх здания церкви украшает низкий шатровый барабан с просветами.

Против входа в церковь в строгом архитектурном стиле сооружена трехъярусная колокольня-звонница. Она украшена белыми колоннами, вделанными в красный кирпич как пилястр. Верхний ярус звонницы содержит отверстия для колокольного звона и заканчивается шпилем, устремленным в голубое небо.

Подземная, подвальная, часть здания храма – подклеть – уходит на глубину до трех метров. Здесь помещен нагревательный калорифер, он подавал через половые и стеновые каналы тепло в помещение, держал в нем постоянную температуру, предохраняя живопись, иконы от порчи.

Внутренняя часть церкви отличалась богатой утварью, великолепной живописью на библейские темы. Различные светильники и ажурные свечные паникадила создавали в приделах храма мягкий бледно-золотистый колорит. В середине прошлого столетия усадьба Троицкое принадлежала Марии Николаевне Бибиковой – одной из наследниц Г.И.Бибикова.

на главную

Троицкое (Рязанцы)

РОИЦКОЕ (РЯЗАНЦЫ)
Село Троицкое (Рязанцы) в XVI веке было пустошью. Само название Рязанцы (Резанцы, Резаново) говорит о том, что в древности поселение было основано выходцами из Рязанского княжества.

Владельцами Резаново с 1646 по 1870 годы были Исленьевы. В 1695 году пустошь Завражье стала деревней, здесь была построена деревянная церковь Святой Троицы, отчего и деревня стала называться по церкви селом Троицким, Завражье тоже.

К концу XVIII века деревянная церковь в селе Рязанцы-Троицкое пришла в ветхость, и на средства М.В. Исленьевой построили холодный каменный храм во имя того же святого и с такой же колокольней.

Из документа 1819 года мы узнаем, что в селе жил отставной подполковник Владимир Михайлович Исленьев со своей семьёй. Исленьев участвовал в войне 1812 года и за боевые заслуги и храбрость был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость». Замужем за Исленьевым была Наталья Александровна Алябьева – родная сестра выдающегося русского композитора Александра Александровича Алябьева. Многие известные романсы Алябьева были посвящены его сестре.

В 1827 году композитор был обвинён в убийстве и, хотя вина его не была доказана, сослан в Сибирь. Алябьева лишили дворянства, военного чина, боевых орденов. В 1832 году ему разрешили выехать на Кавказ для лечения минеральными водами. Затем ссылка его продолжилась в Оренбурге. Лишь в середине 1830-х годов композитору разрешили жить у родственников в Московской губернии.

Весной 1835 года, летом 1836 года, зимой 1837 года, летом 1840 года Александр Александрович гостил у Исленьевых в селе Рязанцы. Недалеко от Рязанцев, в деревне Могутово, жила Екатерина Александровна Офросимова (Римская-Корсакова). А.А. Алябьев познакомился с ней ещё будучи молодым. Они полюбили друг друга. Александр Александрович просил её руки, но родители Екатерины отдали дочь за богатого старика. Влюблённые поддерживали дружеские отношения. В 1840 году умер муж Екатерины, и уже ничто теперь не мешало им пожениться. В августе 1840 года в Рязанцах в церкви Троицкой произошло венчание А.А. Алябьева с Екатериной Александровной Офросимовой.

В 1998 году, в тенистом липовом парке села Рязанцы установлен бюст композитора Алябьева.

на главную

Посёлок Фрязино

РЯЗИНО
Свое имя посёлок Фрязино получило от прозвища итальянцев. В средневековой Руси их называли «фрягами», «фрязами», «фрязинами». Такое прозвище произошло от названия их верхней одежды – «ферязь». Выходцы из Италии (преимущественно венецианцы – труженики моря) имели в Подмосковье свои земли, жалованные за успехи в торговых делах. Фрязино (как и посёлок Фряново) основан на Стромынском тракте, очень оживлённой тогда дороге. Она начиналась от московских улиц и была важным торговым путём на восток.

При Иоанне III Великом они возводили церкви и соборы, строили крепости в Москве, Нижнем Новгороде и Пскове. Итальянцы занимались на Руси не только торговлей и строительством, но и способствовали шелкоткачеству, ставили кирпичные и пороховые заводы, лили пушки, развивали стекольное дело. Один из таких заводов был основан в Черниголовке. О ней писали: «В Черноголовской волости подле села Воскресенского имеет место быть стекольный казённого ведомства завод для делания суды (посуды). В анбаре же печь кирпичная с трубою, из ней делают стеклянные сосуды, очаг, что из печи уголья кладут...».

Вот только несколько известных «Фрязинов», работавших в средневековой Московии:

1. Иван Фрязин – «денежник» (чеканщик монет) при Иоанне III Великом, которого Московский князь отправил послом в Рим для подготовки брака с наследницей Византийского престола Зоей (Софьей) Палеолог. По собственной инициативе он дал понять Папе Римскому, что в случае этого брака Московский князь готов принять латинянскую (католическую) веру. В 1472 г. Софья с большим римским посольством выехала на Москву. А чрезмерно активного Ивана Фрязина арестовали за 15 вёрст до Москвы и, заковав, вместе с семейством выслали в Коломну. Между тем брак Иоанна III с Зоей (Софьей) Палеолог состоялся в этом же году, но католических легатов вежливо выпроводили обратно, а Россия осталась православной.

2. Афанасий Чичерн – прибыл на Русь в свите Византийской принцессы Зои (Софьи) Палеолог. Он является основателем дворянского рода Чичериных и предком поэта А.С.Пушкина.

3. Аристотель Фиорованти – приглашён в Московию в период того же Иоанна III Великого для строительства Успенского собора. Этот «фрязин» построил в Москве кирпичный завод и Пушечный двор, начальствовал русской артиллерией. Есть предположение, что именно ему принадлежит план создания нового Кремля. Прибывая в Москву, Аристотель знал, что это варварская страна, но он и не мог предположить, что окажется во власти государя-самодура. Когда архитектор стал просить отпустить его домой, разгневанный Иоанн повелел схватить его и заточить в темницу, а имущество конфисковать. Правда, когда архитектор вновь понадобился, его выпустили и всё вернули.

4. Бон Фрязин – Иоанн III поручил ему поднять 8-гранную башню времён Иоанна I Калиты на 3 яруса. Впоследствии эта кремлёвская колокольня получила имя «Иван Великий».

5. Павлин Фрязин – в 1486 г. отлил известную «Царь-пушку».

6. Марко Фрязин – известен как строитель Казённого двора и Грановитой палаты в Кремле (1484-1491 гг.).

7. Пётр Антонио Солари – этот «фрязин» в 1490-1493 гг. строил стены, башни и другие здания Кремля.

8. Алевиз Фрязин – с 1494 г. продолжал строительство стен и башен Кремля со стороны реки Неглинки, а также моста и защищающей её башни.

9. Николай Фрязин – в 1532 г. вылил 1000-пудовый колокол «Благовест».

10. Алевиз Новый Фрязин – в 1508 г. строил Архангельский собор, но в 1531 г. погиб при взрыве на Пушечном дворе.

11. Петрок Малый – был главным архитектором и строителем крепости Китай-город (1534-1538 гг.). Раньше Фрязино имело двойное название – «Фрязиново Самсоново тож», что, по мнению некоторых краеведов, свидетельствует, что первостроителями этого селения были Фрязин или Самсон.

Древняя история

1401 год – первое упоминание речки Любосивль в духовном завещании князя Владимира Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского, знаменитого воеводы Засадного полка, решившего исход битвы на Куликовом поле.

1465-1535 год – время «Фрязинов» – талантливых итальянских мастеровых, создателей кирпичных заводов, Пушечного двора, Кремля и многочисленных церквей. Фрязины дали имена 5 селениям Богородского края и двум близ Вологды.

1584-1586 год – первое письменное упоминание деревни Фрязино Самсоново тож, входившей в состав обширного имения села Гребнево при оружничем Богдане Бельском.

1623 год – первое упоминание имён жителей деревни Фрязино – "Олешка Тарасов да Янка Бусырев", бывшей во владении князя Дмитрия Трубецкого.

1623-1781 год – время князей Трубецких, которым принадлежало имение Гребнево, включающее деревни Фрязино, Чижево, Трубино, Щёлково, Ново. Историки промышленности отмечают появление в Подмосковье первых предпринимателей именно из крестьян нашего края. В 1769 году 15 крестьян князей Трубецких купили билеты на станы для шелковых тканей (т.е. право на определённом количестве станков изготавливать ткани на продажу). Они дали старт массовому шелкоткачеству в нашем крае, и первый герб города Богородска украсился необычным знаком – станочком для размотки нитей с шёлкового кокона. Среди этих 15-ти крестьян – Фёдор Кондрашёв из Фрязино, родоначальник знаменитой купеческой линии, создавшей шёлкоткацкие фабрики во Фрязино, Щёлкове и Москве.

1781-1811 год – время Бибиковых. При генерал-майоре Гавриле Ильиче Бибикове был построен весь комплекс Гребневской усадьбы и первый каменный храм в Гребневском крае – Гребневской Богоматери, единственный в мире храм с архангелом на куполе, держащим крест. Бибиков дал вольную первым фрязинским крестьянам, ставшим затем купцами – Шуваловыми, Быковыми и Аникиными. Гаврила Ильич был известен в Москве своим театром и искусством крепостного композитора (первого русского пианиста) Данилы Кашина (вольный с 1798 года).

1811-1842 год – время князей Голицыных. При Голицыных построены тёплый зимний храм – храм святого Николая Чудотворца, больница и школа на 60 учащихся крестьянского и духовного звания. Всё это – заслуга князя Сергея Михайловича Голицына, известного мецената и благотворителя, 50 лет деятельности которого в 1857 году широко отмечала Москва.

1842-1861 год – время купцов – дворян Пантелеевых, выходцев из села Болшево, получивших орден святого Владимира, а затем и дворянство за изобретение и массовое производство жёлтой краски для тканей, ввозимой ранее из-за границы. При Пантелеевых отпущена на волю фрязинская ветвь купцов Кондрашёвых, ставших купцами 1-й гильдии.

1861-1863 год – крестьянская реформа в крае, которая дала свободу крестьянству. Фрязино привлёк к себе внимание промышленников Кондрашёвых, которые основывают шёлкоткацкое производство.

1943 год – Приказом Наркомата во Фрязино создаётся НИИ-160 с опытным заводом, что ознаменовало рождение Наукограда.

25 октября 1951 года – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Фрязино преобразован в город районного подчинения.

17 ареля 1968 года – указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу Фрязино присвоен статус города областного подчинения (т.е. он был выведен из состава Щёлковского района, хотя и располагается на его территории).

Дух наукограда выражен и в гимне города Фрязино.

на главную

ГИМН ФРЯЗИНО

Стихи: Ю.Деркача
Музыка: А.Алексеенко

Среди подмосковных просторов,
С прицелом в грядущие дни,
За окнами лабораторий,
Наукой огни зажжены.

Припев:
Фрязино – город труда и науки,
Связанный с Родиной общей судьбой.
Верю в твой разум и крепкие руки,
Фрязино – город с высокой мечтой!

Вселенная тайны открыла,
Доверил работу народ.
И юность расправила крылья,
И зрелость достигла высот!

Припев:

И в час испытаний России
Мы, фрязинцы, долгу верны.
Клянёмся все знанья и силы
Отдать возрожденью страны!

Припев:

на главную

Посёлок Фряново

РЯНОВО
Происхождение названия этого посёлка такое же, как и у посёлка Фрязино.

История Фряново связана с именем Лазаревых, с семьей, давшей ряд талантливых политических деятелей, внесшей значительный вклад в развитие шёлковой мануфактуры, горного и ювелирного дела России конца ХVIII века.

Первое упоминание о Фрянове в письменных источниках относится к 70-м годам ХVI века, когда оно именовалось Фрязиново: «пустошь Фрязинова на речке Шеренке». В 1635 году здесь построили деревянную шатровую церковь, что обусловило превращение деревни в село. В 1735 году это село первым в Московской губернии стало промышленным. Предприимчивый немец из Москвы Иоганн Шерман завел здесь шёлковую мануфактуру. По наследству мануфактура досталась его сыну Захару, который продал её дворянину Л.Н. Лазареву.

Лазарь Назарович Егизарян, именовавшийся по переселении в Россию Лазаревым, был выходцем из Новой Джульфы близ Искана в Иране. В 1758 году он купил село Фряново, которое через 20 лет по завещанию перешло к его старшему сыну Ивану Лазаревичу, действительному статскому советнику. И.Л.Лазарев значительно расширил и благоустроил фабричное поселение.

Лазаревы никогда не жалели средств на строительство фабрики, на приобретение «потребных инструментов», на приглашение из Италии «искуснейших красильных мастеров, на обучение собственных своих людей». Они хотели иметь мануфактуру, ни в чём не уступающую иностранным. И результатом их трудов стало признание их искусства государынями-императрицами Елизаветой Петровной, Екатериной II Алексеевной, государем-императором Павлом I Петровичем. Шёлковая ткань Лазаревых употреблялась на украшение императорских дворцов, на подарки иностранным послам и знаменитым особам.

Усадьба купцов Лазаревых – уникальное сооружение. Подобных исторических сооружений в России всего три: дворцы Шереметевых в Кусково и Останкино в Москве, и фряновская усадьба. В 2001 году этой усадьбе 200 лет. За два столетия дубовые перекрытия, пропитанные каким-то специальным раствором, совсем не прогнили и отлично сохранились. Капитальный ремонт кровли и текущий ремонт внутренних помещений придали этому старинному дому благопристойный вид.

на главную

Село Хомутово

ОМУТОВО
Старая большая дорога, известная со времени основания Московского княжества, впоследствии названная Хомутовская, шла из Москвы через Абрамцево – Хомутово – Петровское на Юрьев-Польский. Село Хомутово, известное с XV века, располагалось на реке Клязьме. Сначала это была вотчина главы русской церкви митрополита Московского Фотия (1408-1413), Ионы (1449-1461), Филиппа I (1466-1473), Геронтия (1473-1489). Затем она стала родовой вотчиной Хомутовых. В 1501 году князь Федор Михайлович Хомутов и его сын Иван Федорович проводили размежевание земельных владений деревни Малаховской с великокняжеской землею деревни Савостьяновой в Московском уезде. Здесь они «…межу учинили и грани поклали, и ямы покопали. А грамоты разъездные писал Борис Яковлевич Тверитинов. После окончания работ Федор Михайлович вручил эти грамоты старшинам обеих деревень. А печать у грамот была чёрная...».

Существует несколько версий происхождения названия села.

1 версия – по мнению краеведе М.Ф.Фёдорова, название связано с занятием местных жителей – изготовлением конских хомутов. В деревне Супонево, что расположена также на Хомутовской дороге, специа-лизировались на выделке супоней и других конских Ремневых принадлежностей, то в Хомутово мастерили хомуты.

2 версия – «хомутом» на Руси называли не только конскую принадлежность, но и глубокую длинную петлю реки. Остров, который был перед пристанищем, оказывался как бы в петле Клязьмы, и эта особенность местности тоже могла стать поводом для появления подобного названия.

3 версия – от имени дворянина Ивана Фёдоровича Хомутова, который скончался здесь, в своём вотчинном владении, в 1522 г.

Откуда появилась фамилия Хомутов? В книге «Русские фамилии» английского филолога Б.О.Унбегауна написано: «В конце ХVI века стали прибывать в Россию переселенцы с Британских островов. Помимо английских купцов приезжали и наёмные солдаты из Шотландии, бежавшие с родины по религиозным или по каким-то другим причинам». Их фамилии искажались в соответствии с привычным стилем. Одной из первых шотландских семей, обосновавшихся в России в ХVI веке, была семья Гамильтон. Эта фамилия преобразовалась сперва в Гаментов, Хаментов, впоследствии полностью русифицировалась в Хомутовых и воспринимается как производное от слова «хомут».

на главную

Хотово

ОТОВО
Одна из деревень, находящихся рядом с Щёлково – Хотово. Название её не дает никаких ассоциаций относительно происхождения. Однако местные старожилы говорят, что в давние времена в этом селении орудовала банда разбойников, грабивших проезжавших купцов. Они говорили: «Хоть кого ограбим, хоть кого убьём!» Отсюда и название: «Хоть кого» перефразировалось со временем в «Хотово».

на главную

Деревня Чижово
(ул. Пьяная)

ИЖОВО
Часть города Фрязино расположена на месте, где ещё совсем недавно находилась очень старая деревня с красивым птичьим названием – Чижево (теперь, по невыясненной пока причине – Чижово).

Чижево – одна из деревень, в которых проживали крестьяне усадьбы Гребнево. Впервые она упоминается в Писцовых Книгах Московского государства 1584-1586 гг. В этих книгах сказано: «...деревня Чижево на речке на Любосевке, а в ней пашни паханые середней земли 11 четьи, да перелогу 10 четв с полуосм в поле, а в дву потомуже, сена 10 коп» Находилась тогда деревня Чижево в 25 верстах от уездного города Богородска. Сначала в деревне было только две улицы – Пьяная и Грызлова.

Улица Пьяная интересна своим названием. Изначально это был тракт из Щёлкова через деревню Чижево и далее в село Трубино, он шёл вправо вдоль левого берега Клязьмы. На окраине деревни стоял трактир, от которого влево отходила в лес тропа, ведущая в Чижево, а тракт шёл далее, мимо шелкоткацкой фабрики купца Фомичева. Километра за 2 до д. Чижево местность становилась пологой, а перед выходом трактира на поле была немного заболочена, и там частенько застревали обозы. Ямщики бегали за помощью в деревню, расплачиваясь с местными мужиками водкой. Мужики гуляли, а слободка получила отсюда название Пьяна (впоследствии прозвана в народе улицей Пьяной).

на главную

Посёлок Чкаловский

КАЛОВСКИЙ
В географическом словаре «Все Подмосковье», изданном в 1967 г., написано: «Чкаловский, бывший рабочий поселок у одноименной станции на железнодорожной ветке Мытищи – Монино. Включён в городскую черту г. Щелково 8 августа 1959 г. Образован в 1959 г. Привлекательность поселку придаёт его положение в лесистой местности. Посёлок хорошо озеленён, имеет высокий уровень благоустройства и правильную планировку. Численность населения в 1939 году – 2.800 жителей, в 1959 году – 12.500 жителей».

Чкаловский назван посёлком, что предусматривает наличие поселкового совета, но его в Чкаловском никогда не было. Отсутствовал Поссовет и на территории, прилегающей к заводу ЖБК (ранее занимавшемуся обработкой мрамора, за что получил в народе название «мраморный»), и на территории радиоцентра №5. Все население Чкаловского – и военное, и гражданское, да и отделение милиции – приписано к Свердловскому сельсовету.

История мест, прилегающих к посёлку Чкаловский, уходит далеко в прошлое. Старожилы рассказывали, что окрестные земли принадлежали помещикам, владевшим деревнями Хотьково, Жеребцы, Никифорово. До Москвы 40 км, рядом большой Ногинский тракт, где разбойники терроризировали население. Казаки, несущие службу вдоль Ногинского тракта, не только не боролись с грабежами, но и сами их организовывали. В лесу, неподалеку от дороги, у казаков было своеобразное убежище, где они переодевались перед тем, как учинить грабеж на большой дороге, здесь же возвращали себе вид «блюстителей порядка», когда ограбленные взывали о помощи.

В 1920-х годах развернулось строительство второй по мощности в СССР радиостанции, названной впоследствии именем ВЦСПС. В эти же годы построили железнодорожную ветку, соединившую Щёлково и Монино. Так вблизи строительной площадки радиоцентра появилась железнодорожная станция Томская, названная так в честь профсоюзного вождя Томского. Почти одновременно рядом с радиостанцией развернулось строительство огромного аэродрома. Между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово на возвышенности предстояло вырубить большой лесной массив, выкорчевать пни, оставив ровное без ям и бугров летное поле.

Раньше Научно-испытательный институт ВВС располагался на центральном аэродроме столицы. Почему состоялось перебазирование его в Щелково, сегодня никто не ответит. Может быть, близость монинского аэродрома была причиной тому. В 1932 году первую посадку на аэродроме совершил тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 № 311, пилотируемый B.П. Чкаловым.

На восточной окраине аэродрома в те годы находилась деревня Жарково. Просуществовав, может быть, века, деревня исчезла с лица земли. Причиной этому стала авиакатастрофа 26 сентября 1937 года. В тот день летчикам П.М. Стефановскому и В.Е. Дацко предстоял испытательный полёт на учебном бомбардировщике СБ. Однако произошло неожиданное: вскоре после отрыва от земли выключились оба двигателя и машина рухнула на один из деревенских домов.

Рядом с железнодорожной станцией находился посёлок радиоцентра, сохранившийся до настоящего времени, а за шоссе – военный городок. В военном городке построили первые пять четырёхэтажных дома из серого кирпича, без балконов и ванных помещений. Они назывались ДОСами – дома офицерского состава. Сегодня с обеих сторон этих домов проходят улицы Институтская и Супруна. Первые поселенцы сажали на этих улицах деревья.

В 1930-е годы на аэродроме построили стартовую горку, получившую в народе название «Чкаловской», для разгона тяжёлых самолётов, и в первую очередь машины «РД». Через 30 лет по приказанию начальника гарнизона её снесли.

В годы войны на аэродроме «Чкаловский» базировался 126-й истребительный полк, прикрывавший небо Москвы. В 1941 году на гарнизонном стадионе появился первый ряд могил пилотов 126-го полка, затем следующий ряд одинаковых надгробий… Здесь лежит один из самых результативных лётчиков первого года войны, бывший беспризорник Иван Ридный. В городке живёт его друг и однополчанин Герой Советского Союза Пётр Белясник.

13 июня 1958 г. произошла ещё одна трагедия. Самолёт-разведчик Ту-16Р авиации Северного флота совершал очередной полёт по программе контрольных испытаний. Начался дождь, и руководитель полётов дал команду командиру экипажа капитану В.И. Волкову прекратить выполнение задания и вернуться на аэродром. Выполнив последний разворот, тяжёлая машина заходила на посадку со стороны Щёлкова. Тем временем дождь усилился и перешёл в ливень, снизивший видимость до 50 м. Была одна надежда на систему слепой посадки «Глобус». Вот уже промелькнул железнодорожный мост и шоссе у старого переезда, но высота оказалась предательски малой. Самолёт стал цеплять тележками шасси крыши домов деревни Хотово и рухнул в поле за околицей. В результате катастрофы погиб экипаж самолёта и пострадали десять жителей деревни, восемь из которых нашли смерть в своих домах. Семь домов было разрушено.

В 1991 году в День Воздушного флота командование Чкаловского гарнизона открыло для всенародного гуляния аэродром. С тех пор это стало традицией, но мало кто знает, что первая попытка устроить настоящий праздник была во 2-ой половине 1950-х годов. Старожилы помнят выставленные на территории стадиона самолёты Як-18 и МиГ-15, вертолёт Ми-1, авиационный двигатель ВК-1, разложенный парашют.

В день празднования очередной годовщины Дня Победы в 1968 году состоялось открытие первого в городке монумента, на котором возвышается истребитель МиГ-21. Совсем недавно на домах военного городка появились мемориальные доски с указанием имён Героев Советского Союза, проживавших в них. На бывшем ДОС №7 (ныне дом № 1 по улице Циолковского) на стене у последнего подъезда висит доска с именем В.А. Иванова. Первую доску установили в 1967 году в честь 25-летия полета Г. Бахчиванджи на ракетном самолёте БИ-1. Нет пока доски на доме, где жил Н.А. Коровин, погибший при испытании истребителя с ракетным ускорителем и похороненный на Чкаловском кладбище, обойдены пока молчанием Герои Советского Союза Л.М. Кувшинов, Н.А. Костылёв... список можно продолжить – память не должна умирать.

В октябре 1997 года торжественно и радостно прошло празднование 55-летия Чкаловской Краснознаменной авиадивизии особого назначения. Вспоминали этапы большого пути дивизии, говорили и о повседневном ратном труде военных лётчиков – в любую минуту дежурный экипаж дивизии готов вылететь «по тревоге». Во всякой горячей точке планеты военные лётчики дивизии оказывались одними из первых. Ашхабад и Чехословакия, Египет и Афганистан, Чернобыль и Чечня, Ангола, Эфиопия, Мозамбик и Куба – невозможно перечислить города и страны, куда бы не летали экипажи дивизии, выполняя особо важные задания. Лётчики-ветераны А. Пoтрясов, Л. Пронников, П. Шамин провели за штурвалом более 10 тысяч часов – это четыреста дней. Только многодневным честным, самоотверженным трудом можно было достичь такого трудового успеха. Высшее командование Вооруженных Сил PФ отметило хорошую подготовку личного состава дивизии.

на главную

Конечно, здесь представлены не все поселения нашей земли, да и в представленных не всегда даны точные данные о происхождении названий.

Здесь можно отметить деревню КОРЯКИНО, которая находится на речке Лашутке к северу от Фрязина. В древнерусском языке «коря» означало «корень», а «коряка» – «место, расчищенное от корней». Селение могло возникнуть после того, как было покончено с подсечно-огневой системой и ей на смену пришла лесопильная. Таким образом, деревня могла возникнуть в ХIII-XIV вв. Первое упоминание о ней нам известно из документов XVI века; в XVII веке после польско-литовской интервенции она упоминается как пустошь. В середине XIX века это деревня из 16 дворов, 150 жителей, в 1910 году в Корякине 37 дворов, в 1926 году – 42 двора.

Или деревня СУТОКИ, расположенная между Каблуковым и Здеховым, на Воре, при впадении в нее речки Здеховки. В словаре народных географических терминов слова «суток» и «сутоки» означают место слияния двух рек (в противоположность «сутокам» (слиянию) то место, где речное русло разделяется на рукава, в народной терминологии называется «растоки»).

Есть еще в нашем районе поселения, название которых происходит от народа литвинов. Это деревня ЛИТВИНОВО. Существует предание, будто много столетий назад в этих местах была битва с литовцами, из которых один, взятый в плен, осел на русской земле, поселился среди лесов, и таким образом возникла деревня Литвиново. Или деревня ДУШОНОВО. В основе названия литовское слово «дукшнайнс», что означает болотистый. И действительно, близ деревни до сих пор есть болото. Значит, было сначала литовское поселение на окраине большого болота, и трудное название значительно изменили.

Целый ряд названий щёлковских деревень и сёл происходит от имён людей – АКСИНИНО, АЛЕКСЕЕВКА, БОРИСОВКА, ВАСИЛЬЕВСКАЯ, ЕРЁМИНО, МАШИНО, НАЗАРОВО, НИКИФОРОВО, ПОТАПОВО.

Деревня САБУРОВО, например, получила свое название по имени одного из рода бояр Сабуровых. Ранее оно называлось Подьягорным.

С именем другого человека связано название деревни СУКМАНИХА. Владельцем деревни был Тимофей Топорков по прозвищу Сукман (1460 год), родоначальник дворянского рода Сукмановых. Прозвище Сукман он получил, вероятно, по имени былинного героя Сухмантия, о котором в сказании говорится: «Садился Сухмантий на добра коня, уезжал Сухмантий по синему морю...».

Есть и названия, произошедшие от птиц и зверей – ОРЛОВО, ЧИЖОВО, КОЗЛОВКА, ЖЕРЕБЦЫ, БОБРЫ, СОБОЛЕВО. Однако эти названия чаще всего произошли не от самих животных, а от основателей этих поселений, которые носили подобные прозвища.

Название деревень СОКОЛОВО и ОРЛОВКА говорит о нахождении здесь охотничьих угодий. Хотя серьёзных доказательств проведения здесь царских охот пока нет. Но сама охота среди князей и царей была популярна, а леса наши располагали к этому. Особым любителем соколиной охоты был 2-ой царь из династии Романовых – Алексей Михайлович Тишайший. Его любовь к охоте побудила одного из придворных, пожелавших польстить царю, написать книгу, в которой он утверждал, что соколиная охота является государственным делом. Однако несогласный с этим царь, прочитав книгу, написал: «Делу – время, потехе – час». Единственным, кто не разделял этой любви к охоте, был сын Алексея Михайловича – Пётр I Великий. Когда бояре решили устроить для него царскую охоту, Пётр, заметил, что негоже боярам стоять и праздно ждать, пока егеря с собаками загоняют на них дичь, и послал этих знатных людей помогать егерям. Такая охота отбила у бояр желание устраивать для Петра I подобные царские развлечения.

Интересно происхождение названия деревни ОБОЛДИНО. Она впервые упоминается в 1624 году как пустошь Оболдино. В основе этого названия предполагають древнерусское имя Оболда.

на главную